Элементы риторики в развитии произношения речи у младших школьников
Элементы риторики в развитии произношения речи у младших школьников Попова В.Н., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» От того, в каком состоянии голос, как он звучит, насколько гибок, благозвучен, силён, во многом зависит восприятие высказывания. Известно, что у младших школьников, имеющих нарушения произносительной стороны речи, речевой аппарат несовершенен (нет силы звучания, тембральной окраски, высоты тона). О серьезной работе над так называемой постановкой голоса, пока не пройден период мутации, говорить не приходится. Но помочь услышать свой голос, оценить его качества, научить управлять им – одна из задач учителя. Прислушиваясь к звучанию голоса, можно почерпнуть сверх того, что составляет содержание речи, а значит, научиться лучше понимать собеседника. Таким образом, развитие произносительных навыков у учащихся, развивает и коммуникативную функцию речи. На уроках литературного чтения предлагаю включать специальные задания в виде разыгрывания мини-сюжетов. На первом этапе работы можно использовать известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры – докучные сказки и кричалки (учитывая индивидуальные особенности произносительной стороны речи каждого ребёнка). Содержание работы включает в себя: • знакомство с терминологией (самостоятельно или с помощью взрослого); • итоговое обобщение поиска; • выбор предложенных текстов или составление своих; • отработка дыхания и интонации; • заучивание текстов наизусть; • разыгрывание мини-сюжетов. Замечено, что один и тот же текст, прочитанный в разной обстановке, звучит по-разному. Если ребёнок рассказывает докучную сказку сидя за партой, голос теряет тембральную окраску. Поэтому мы разыгрываем мини-сюжеты. Один ребёнок садится в кресло, другой – рядом на стульчик и медленно и монотонно рассказывает докучную сказку. Меняясь местами и изменяя темп голоса на быстрый и четкий, другой ребёнок рассказывает похожую докучную сказку. Докучные сказки можно разыгрывать в паре в форме диалога. Для развития громкости детского голоса можно использовать кричалки. Однако следует соблюдать осторожность. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикулярными упражнениями, сразу «включать» максимальную громкость. Голосовой аппарат надо «разогреть»: произнести с закрытым ртом звук [м] сначала тихо, затем громче; повторить упражнение с гласными [а-о-э-у-ы] с закрытым, затем с открытым ртом. Кричалки можно разыгрывать парами. Двое учащихся расходятся друг от друга на значительное расстояние, кричат, машут руками. Кричалки можно разыгрывать и индивидуально. Минимум атрибутов (картинка, флажок и т.д.) и перед нами веселый, быстрый, громкий паровозик. На втором этапе работы предлагаю использовать жанр объявления. Работа ведётся по двум направлениям. Первое направление связано с историческими персонажами русской ярмарки – глашатаями и зазывалами. Содержание работы включает в себя: • ознакомление с исторической справкой о глашатаях и зазывалах; • чтение закличек и уговоров; • выбор предложенных текстов или придумывание своих; • отработка дыхания и интонации; • заучивание наизусть; • создание поделок (товаров); • разыгрывание мини-сюжетов «Ярмарка». Тексты закличек и уговоров отрабатываются по схеме: • подчёркивание гласных; • выделение ударных гласных; • расстановка пауз; • отработка глубокого вдоха и ровного выдоха на каждом смысловом отрезке текста. Развитие глубокого вдоха и длительного ровного выхода достигается специальными упражнениями: счет от 1 до 10 с увеличением и замедлением темпа; «Ножницы» («разрезание» длинной полоски с произнесением звукосочетания «Чик»); «Насекомые»; «Язык птиц»; «В лесу» (длительное произношение различных звуков или звукосочетаний с увеличением темпа, усилением силы голоса, с замедлением и затиханием голосового аппарата). Мини-сюжеты «Ярмарка» разыгрываются с использованием несложных атрибутов: платочек, кепка, лента, поделки (товары). Становясь глашатаями и зазывалами, ребята быстро входят в роль, проявляют артистизм, находчивость, учатся управлять своим голосом. Второе направление работы связано с объявлениями, которые дети встречают (видят и слышат) повсюду: объявления-предложения, объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-запреты и т.д. Целесообразно обратить внимание детей на то, что объявления не возникают сами по себе, а создаются людьми, то есть пишутся и произносятся. Содержание работы включает в себя: • чтение объявлений различных видов; • письменное составление и оформление на предложенную или выбранную тему разного вида объявлений; • редактирование составленных объявлений; • выбор места представления объявлений; • отработка дыхания и интонации; • заучивание наизусть; • разыгрывание мини-сюжетов «Доска объявлений». После длительной предварительной работы объявления вывешиваются на «Доске объявлений». Ребёнок выбирает любое объявление, берёт в руки микрофон и начинаются превращения. Это может быть диктор телевидения и радио; диспетчер метрополитена, железнодорожного вокзала, аэропорта; конферансье, объявляющий выход артиста; реклама товаров, услуг и т.д. Использование предлагаемой формы работы формирует правильное речевое дыхание, которое является основой речи. Развивает произносительные навыки: умение говорить чётко и распевно, громко и тихо, интонировано и монотонно в различном темпе; слышать свои и чужие недостатки в речи, а также способствует развитию коммуникативной функции речи. В данной работе использованы темы из учебного пособия по школьной риторике для общеобразовательных учебных заведений для 1-4 класса под редакцией Т.А. Ладыженской. Материал систематизирован, дополнен и адаптирован для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения произносительной стороны речи.