Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:18


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Элементы риторики в развитии произношения речи у младших школьников
Элементы риторики в развитии произношения речи у младших школьников
Попова В.Н.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №34
с углубленным изучением
отдельных предметов»
От того, в каком состоянии голос, как он звучит, насколько гибок, благозвучен, силён, во многом зависит восприятие высказывания.
Известно, что у младших школьников, имеющих нарушения произносительной стороны речи, речевой аппарат несовершенен (нет силы звучания, тембральной окраски, высоты тона).
О серьезной работе над так называемой постановкой голоса, пока не пройден период мутации, говорить не приходится. Но помочь услышать свой голос, оценить его качества, научить управлять им – одна из задач учителя.
Прислушиваясь к звучанию голоса, можно почерпнуть сверх того, что составляет содержание речи, а значит, научиться лучше понимать собеседника.
Таким образом, развитие произносительных навыков у учащихся, развивает и коммуникативную функцию речи.
На уроках литературного чтения предлагаю включать специальные задания в виде разыгрывания мини-сюжетов.
На первом этапе работы можно использовать известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры – докучные сказки и кричалки (учитывая индивидуальные особенности произносительной стороны речи каждого ребёнка).
Содержание работы включает в себя:
• знакомство с терминологией (самостоятельно или с помощью взрослого);
• итоговое обобщение поиска;
• выбор предложенных текстов или составление своих;
• отработка дыхания и интонации;
• заучивание текстов наизусть;
• разыгрывание мини-сюжетов.
Замечено, что один и тот же текст, прочитанный в разной обстановке, звучит по-разному. Если ребёнок рассказывает докучную сказку сидя за партой, голос теряет тембральную окраску. Поэтому мы разыгрываем мини-сюжеты. Один ребёнок садится в кресло, другой – рядом на стульчик и медленно и монотонно рассказывает докучную сказку. Меняясь местами и изменяя темп голоса на быстрый и четкий, другой ребёнок рассказывает похожую докучную сказку. Докучные сказки можно разыгрывать в паре в форме диалога. Для развития громкости детского голоса можно использовать кричалки. Однако следует соблюдать осторожность. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикулярными упражнениями, сразу «включать» максимальную громкость. Голосовой аппарат надо «разогреть»: произнести с закрытым ртом звук [м] сначала тихо, затем громче; повторить упражнение с гласными [а-о-э-у-ы] с закрытым, затем с открытым ртом.
Кричалки можно разыгрывать парами.
Двое учащихся расходятся друг от друга на значительное расстояние, кричат, машут руками. Кричалки можно разыгрывать и индивидуально. Минимум атрибутов (картинка, флажок и т.д.) и перед нами веселый, быстрый, громкий паровозик. На втором этапе работы предлагаю использовать жанр объявления. Работа ведётся по двум направлениям.
Первое направление связано с историческими персонажами русской ярмарки – глашатаями и зазывалами.
Содержание работы включает в себя:
• ознакомление с исторической справкой о глашатаях и зазывалах;
• чтение закличек и уговоров;
• выбор предложенных текстов или придумывание своих;
• отработка дыхания и интонации;
• заучивание наизусть;
• создание поделок (товаров);
• разыгрывание мини-сюжетов «Ярмарка».
Тексты закличек и уговоров отрабатываются по схеме:
• подчёркивание гласных;
• выделение ударных гласных;
• расстановка пауз;
• отработка глубокого вдоха и ровного выдоха на каждом смысловом отрезке текста.
Развитие глубокого вдоха и длительного ровного выхода достигается специальными упражнениями: счет от 1 до 10 с увеличением и замедлением темпа; «Ножницы» («разрезание» длинной полоски с произнесением звукосочетания «Чик»); «Насекомые»; «Язык птиц»; «В лесу» (длительное произношение различных звуков или звукосочетаний с увеличением темпа, усилением силы голоса, с замедлением и затиханием голосового аппарата).
Мини-сюжеты «Ярмарка» разыгрываются с использованием несложных атрибутов: платочек, кепка, лента, поделки (товары).
Становясь глашатаями и зазывалами, ребята быстро входят в роль, проявляют артистизм, находчивость, учатся управлять своим голосом. Второе направление работы связано с объявлениями, которые дети встречают (видят и слышат) повсюду: объявления-предложения, объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-запреты и т.д.
Целесообразно обратить внимание детей на то, что объявления не возникают сами по себе, а создаются людьми, то есть пишутся и произносятся.
Содержание работы включает в себя:
• чтение объявлений различных видов;
• письменное составление и оформление на предложенную или выбранную тему разного вида объявлений;
• редактирование составленных объявлений;
• выбор места представления объявлений;
• отработка дыхания и интонации;
• заучивание наизусть;
• разыгрывание мини-сюжетов «Доска объявлений».
После длительной предварительной работы объявления вывешиваются на «Доске объявлений». Ребёнок выбирает любое объявление, берёт в руки микрофон и начинаются превращения. Это может быть диктор телевидения и радио; диспетчер метрополитена, железнодорожного вокзала, аэропорта; конферансье, объявляющий выход артиста; реклама товаров, услуг и т.д. Использование предлагаемой формы работы формирует правильное речевое дыхание, которое является основой речи. Развивает произносительные навыки: умение говорить чётко и распевно, громко и тихо, интонировано и монотонно в различном темпе; слышать свои и чужие недостатки в речи, а также способствует развитию коммуникативной функции речи.
В данной работе использованы темы из учебного пособия по школьной риторике для общеобразовательных учебных заведений для 1-4 класса под редакцией Т.А. Ладыженской. Материал систематизирован, дополнен и адаптирован для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения произносительной стороны речи.
Категория: Доклады | Добавил: Valentinapopowa (24.12.2014) | Автор: Попова Валентина Николаевна
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016