Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Вторник, 19.03.2024, 14:23


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Толстопятых Людмила Егоровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №33 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является идеологической основой ФГОС НОО. Так как учебный курс «Литературное чтение» в первую очередь решает задачи формирования личностных УУД, то этой дисциплине отводится большое значение в современной школе. Реализация ФГОС направлена на развитие и воспитания личности ребёнка, формирование у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, художественно-эстетического восприятия литературных текстов и эстетических потребностей, представлений о гуманных отношениях между людьми и о себе как личности. Курс литературного чтения имеет большую воспитательную направленность, поэтому важно понимать, какие ценности должны лежать в основе его преподавания. К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. Эти ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственности невозможно достичь положительных результатов в воспитании подрастающего поколения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования чётко выделены в ФГОС НОО.
УМК «Школа России» на страницах учебников «Литературное чтение» успешно реализует требования ФГОС к личностным результатам.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций является ведущей идеей курса литературного чтения с 1 по 4 классы. С этой целью в учебники введены соответствующие разделы: «Устное народное творчество», «Русские писатели», «Родина», «Люблю природу русскую» и другие. Пословицы и поговорки, стихотворения и рассказы о Родине расширяют кругозор обучающихся, конкретизируют понятие «Родина». Разнообразные произведения и задания к ним способствуют осмыслению понятий «родина», «герой», «подвиг». Серьезное внимание уделено знакомству с национальными ценностями российского общества, осмыслению важнейших исторических событий, пониманию их значения и роли в истории российского государства. Этому способствует работа над летописями и былинами, направленная на развитие способностей к самоопределению, гражданской и этнической идентификации, формированию гражданской позиции, чувства гордости за свою страну и её героев. Подвиги богатырей восхищают школьников и привлекают необычностью, оригинальностью, некоторой сказочностью богатырских образов. А сюжеты былин, близкие по поэтичности языка сказкам, динамичны, стремительны и поэтому увлекательны для младших школьников.
Формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий способствуют специальные разделы учебника «О братьях наших меньших», «Природа и мы». Произведения, которые в них включены, направлены на формирование нравственных ценностей учащихся: доброты, любви, честности, отзывчивости, доброжелательности. С культурой русского народа и христианскими заповедями, православными традициями, возможно, познакомить учащихся при изучении «Жития Сергия Радонежского». В данном произведении школьники узнают о православии, о том, какие заповеди необходимо соблюдать, чтобы быть настоящим христианином, кого называют святым, что такое служение Богу.
Формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов способствуют произведениями зарубежной литературы и произведениям русских писателей о других народах. Из них обучающиеся узнают об обычаях и традициях, условиях жизни разных народов. Дети приходят к выводу, что русская национальная культура является частью общемировой культуры.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире - это значит не просто приспособиться, а осознанно строить взаимоотношения между людьми, выбирать правильную стратегию общения, выстраивать стратегию совладающего поведения, быть открытым миру, доверять, любить, думать и заботиться о тех, кого любишь. Тексты Е. Благининой и Я. Акима и задания к ним в курсе литературного чтения в полной мере способствуют развитию адаптационных способностей обучающихся. Стихотворения В. Орлова и С. Михалкова учат находить выход из сложной ситуации без ссоры и конфликта, пойти на компромисс. Такие ситуации часто встречаются и в жизни, поэтому детям необходимо демонстрировать конструктивные способы выхода из конфликтных и тупиковых ситуаций. Раскрыть механизмы обиды, показать неконструктивность решения проблемы с помощью обиды на весь мир очень важно в детском возрасте. Как совладать с обидой, как перестать обижаться научат детей специальные тексты в курсе литературного чтения. Учебники формируют умение искать и находить информацию, перерабатывать полученную информацию и создавать собственные тексты. Поэтому, практически в каждом разделе учебника есть задания типа «Найди в библиотеке книгу», «Найди в библиотеке материалы о писателе», «Найди в словаре слово». Работа в парах постоянного и сменного состава, в группах способствует развитию адаптационных возможностей в процессе сотрудничества. Умение прислушиваться к иному мнению, договариваться, приспосабливаться друг к другу, вместе выполнять задание, относится к чужому мнению уважительно, учитывать его при выполнении заданий – всё это проявление адаптационных умений.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося заключается в его чётком представлении о себе как ученике школы. Формируя у ребёнка данное представление, необходимо выработать в нём такие понятия, как «Я – ученик, а не дошкольник», проанализировать, чем ситуация дошкольного детства отличается от ситуации ученической, какие новые правила появляются в жизни школьника, как их надо выполнять, как взаимодействовать в школе со старшими и товарищами по классу. Всё это можно обсудить, читая произведения в курсе литературного чтения А. Введенского «Учёный Петя», Л. Толстого «Филиппок», А. Барто «В школу» и другие.
Развитие мотивов учебной деятельности и смысл учения отражены с первых страниц учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой. Всегда нужно помнить, что основным условием для развития учебных мотивов является игровая деятельность, которая ещё на протяжении всего первого класса будет приоритетной для младшего школьника. Поэтому произведения, предлагаемые авторами учебника по литературному чтению, носят игровой и занимательный характер: игра с «загадочными буквами» (В. Данько), игра со звуками (М. Бородицкая) и т.п. Пробуждению мотивов и смыслов учебной деятельности способствуют рубрики «Как хорошо уметь читать!» и «Наши проекты».
Формирование личностного смысла учения заложено в пословицах и поговорках, взятых авторами учебников из старинных книг.
Развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе способствует чтение пословиц и поговорок, которые заставляют учащихся задуматься над осмыслением этических понятий и нравственных норм, отраженных в них. В первом классе - это пословицы о труде и трудолюбии, о друзьях и дружбе, о терпении и понимании. Во втором классе продолжаем раскрывать смысл пословиц и поговорок, но уже это пословицы о родине, о книгах – духовном богатстве российского народа, о труде, об учении и т.д. В третьем и четвертом классах знакомство и осмысление народной мудрости средствами пословиц продолжается. Учащимся предлагается самостоятельно сочинить сказку или рассказ по пословице, придумать рассказ, заканчивающийся выбранной пословицей. Тексты учебников дают представления о нравственных нормах, социальной справедливости, воспитывают у детей чувство доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Наиболее часто в учебниках встречаются вопросы, которые способствуют развитию умения оценивать поступки героев и свои собственные.
Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств способствует художественное оформление учебников, иллюстративный и текстовый материал. Тексты художественных произведений формируют потребность обучающихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте. В содержание учебников включены иллюстрации сюжетов к различным произведениям, репродукции картин известных русских художников, фотографии старинных городов, монастырей.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей наиболее благоприятно протекает в младшем школьном возрасте. В этот период необходимо закладывать нравственные основы, формировать нравственно-этические установки и учить решать моральные дилеммы, а так же регулярно создавать для учащихся ситуации нравственного выбора и оценивания себя, своих и чужих поступков. Формирование доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь в трудную минуту прививается детям через тексты, специально подобранные для чтения в учебниках Л.Ф. Климановой. В учебники по литературному чтению включены целые разделы, которые помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: ответственность, благородство дружба, доброта, любовь, понимание, терпение.
Учебник предполагает использование приёма «мысленного эксперимента с образом», который является эффективным средством развития творческого воображения и речи у младших школьников. Такие задания в рассказах («Житие Сергия Радонежского», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш») позволяют озадачить школьников вопросом о том, как они хотели бы прожить свою жизнь, какими качествами необходимо обладать, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о будущем.
Развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций способствует работы в парах и освоение правил работы в группе. Для парной и групповой работы предлагается рубрика: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только тогда, когда дети будут работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Система заданий и вопросов учебника позволит научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией, используя иллюстративный ряд.
Формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной во всех учебниках.
Таким образом, мы проследили, как формируются личностные УУД средствами учебников «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой. Содержание учебников, методический и дидактический аппарат способствуют достижению десяти основных личностных результатов, а также духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника.

Список литературы:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
2. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3. Лушина Е.А. Литературное образование младших школьников. Технология обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003.
Категория: Доклады | Добавил: Акинина (24.12.2014)
Просмотров: 2397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024