Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:17


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Общая характеристика принципов письма: фонетического, морфологического и традиционного
Общая характеристика принципов письма: фонетического, морфологического и традиционного
Акинина Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №33 с УИОП» г Старый Оскол

Возможность грамотно писать предполагает овладение основными принципами русской орфографии: фонетическим, морфологическим и традиционным. Овладение каждым из них имеет свои особенности и сложности и предполагает наличие у ребёнка необходимых для этого предпосылок, приобретённых ещё до начала обучения письму. Если такие предпосылки отсутствуют или не сформированы, то учащийся сталкивается с определёнными трудностями при овладении родным языком.

Рассмотрим общую характеристику принципов русской орфографии.

Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Задача пишущего состоит в том, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности, т.е. как бы «сфотографировать» слова устной речи. Большое достоинство этого принципа заключается в его простоте: он не требует знания каких-либо грамматических правил, и с точки зрения грамматики здесь ошибиться негде: пишем, как слышим.

Но этот принцип применим для тех случаев, когда произношение записываемых слов полностью совпадает с их написанием. Это значит, что фонетическому принципу подчиняются слова, в которых все звуки находятся в сильных позициях: гласные под ударением, согласные в условиях ясного звучания (например, дом, сок, стул, слон).

Фонетический принцип наиболее лёгок для усвоения, поэтому с ним школьников знакомят в первую очередь. Но и для усвоения этого принципа у учащихся первого класса должны быть развиты следующие предпосылки:

• чёткое и безошибочное различение на слух всех звуков речи;

• правильное произношение всех звуков речи;

• владение звуковым анализом и синтезом слов, позволяющим безошибочно определять количество звуков в слове и их порядок следования друг за другом;

• знание всех букв, чёткое различение их по внешнему виду.

Морфологический принцип письма русской орфографии является ведущим, поскольку именно ему подчинено написание большинства слов русского языка. Сущность этого принципа заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть (или морфема) всегда пишется одинаково, независимо от особенностей её звучания. Такое написание слов позволяет сохранить смысловую связь между родственными словами. Важно отметить, что морфологическому принципу письма подчиняется написание не только корневых морфем, но и аффиксальных морфем и флексий. Следовательно, согласно морфологическому принципу слова нельзя писать так, как «слышим», а нужно руководствоваться определёнными грамматическими правилами. Таким образом, овладение морфологическим принципом письма сводится к усвоению грамматических правил.

Рассмотрим предпосылки, необходимые для успешного овладения морфологическим принципом письма. Таких предпосылок всего три, но о них может идти речь только тогда, когда учащиеся полностью усвоили фонетический принцип письма.

• Достаточный уровень овладения операциями морфемного анализа, т.е. умение быстро и безошибочно находить в любом слове составляющие его элементы: приставку, корень, суффикс, окончание.

• Возможность практического применения большинства правил предполагает наличие у ребёнка достаточно большого, осмысленного и систематизированного словарного запаса, необходимого для подбора проверочных слов. В противном случае эти слова учащемуся просто не из чего будет подбирать.

• Усвоение правил грамматики невозможно без предварительного овладения ребёнком ещё в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка. В этом ребёнку помогает наличие у него своего рода «языкового чутья», т.е. умения интуитивно отличать правильные формы слов от неправильных. Если эти языковые нормы не были усвоены ребёнком в устной речи, тем более он не сможет их соблюдать в письменной речи.

При несформированности у учащихся всех рассмотренных предпосылок основная причина допускаемых ошибок будет не в том, что ребёнок не знает правила, а в принципиальной невозможности овладеть морфологическим принципом письма.

Традиционный принцип письма заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались когда-то раньше, без всякого учёта современного состояния русского языка. Примером традиционного написания является написание буквы И после букв Ж, Ш, Ц. В древнерусском языке такое написание было подчинено фонетическому принципу, поскольку названные согласные произносились мягко. В настоящее время такое написание утратило всякий смысл и является данью традиции. Такой же данью традиции является и написание многих слов с непроверяемыми написаниями (словарные слова). Таким образом, овладение традиционным принципом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что проблема ошибок письма должна быть решена в основном уже в дошкольном возрасте. Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. Только такой ученик под руководством учителя будет в состоянии постепенно «сложить» все эти предпосылки в стройную систему, которая будет представлять собой вполне понятный свод правил русской грамматики.
Категория: Доклады | Добавил: Акинина (07.01.2013)
Просмотров: 994 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016