Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:08


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР на основе комплексного игрового метода.
Развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи на основе комплексного игрового метода.

Предмет нашего разговора Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР на основе комплексного игрового метода.
У меня была достаточно трудная задача – рассказать вам о хорошо знакомой и близкой для вас теме. Все мы на своих занятиях занимаемся этой проблемой.
Чем же вас заинтересовать? Что нового предложить?
Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими сведениями, терминологией, поделюсь собственными находками в этой области - речевыми играми, которые использую на занятиях, познакомлю с литературой.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель-логопед, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель-логопед может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решать конкретные задачи самого урока.

Выдающимся учёным Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Педагог занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
4 слайд
Позже Д.Б.Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
5 слайд
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вашему вниманию предлагаются этапы развития фонематического восприятия.

1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листье, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Далее предлагаются дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонематического восприятия.

1 «Солисты»

Цель. Игра служит для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия.

Ход игры. Педагог обращается к детям: «Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого нужно как можно точнее и правильнее повторить за мной разные «песенки-распевки»
«Песенки-распевки» представляют собой всё усложняющиеся ряды гласных звуков.
ОУ; АУ; ИА; УИ;
ИАО; АИО; УАЯ; УОИ;
ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО ОИАУ;
ИАОУЭ; ОЭИАУ; УАОИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ и др.

1 «Имитатор»
Ход игры. Педагог предлагает детям узнать на слух заданный гласный звук в ряду других звуков.
Ряд предлагаемых звуков: У-А-У-И-О-У-Э-У-У-Ы…..
Слушая различные звуки, дети должны реагировать на каждый из них:
- при звуке [ а] – хлопнуть в ладоши
- при звуке [у] – имитировать гудок, прикладывая руку ко рту;
- при звуке [о] – изображать, как болят зубки, и т.д.

2 «Маяк»
Цель: учить детей различать предложенный гласный звук в слове.

Ход игры. Педагог раздаёт детям красные кружки – маяки и предлагает им поднимать свой маяк в том случае, если они услышат гласный звук в словах, которые будет произносить учитель.

3. «Не ошибись»
Цель: учить детей различать гласный, согласный (твёрдый, мягкий) звук в начале слова слове.

Ход игры. Для проведения этой игры необходимо, что бы у каждого из детей была сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети, в зависимости от того, какой звук присутствует в начале слова (гласный или согласный) поднимают карточку.

4. «Загадки»
Цель: учить детей различать гласный, согласный (твёрдый, мягкий) звук в начале слова слове.

Ход игры. Педагог читает детям загадки, предлагает им:
- отгадать загадки;
- правильно выделить в слове – отгадке первый звук.

Не река.
Но здесь живут разные рыбёшки.
Дом стеклянный. Свет. Уют.
И еда есть – крошки.
(Аквариум)

Он вздыхает очень тяжко-
Так, бедняжка, растолстел,
Что зелёную тельняшку
На себя с трудом надел
(Арбуз)

Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
(Глобус)
Летят с небес непрошено
Холодные горошины.
(Град)

Дети, мамы, папы
Носят только шляпы.
(Грибы)

Когда плывёт – прекрасен,
Когда шипит – опасен.
(Гусь)

Испугается – бежит,
Остановится – дрожит.
(Заяц)

Растёт она в земле,
Известна в целом мире.
Частенько на стол
Красуется в мундире.
(Картошка)

Угощает в летний зной
Он одою ключевой.
(Колодец)

Он не любит свет дневной.
Проживает под землёй,
Землю роет, роет, роет
Каждый день метро он строит.
(Крот)

Ходят в маленьком загоне
В полосатых майках кони.
(Зебры)

5. «Цепочка слов».
Цель: развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Количество играющих: один человек и более.
6. «Рыбалка».
Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать» слова со звуком [л]' (и другими).
Ребенок берет «удочку» с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Количество играющих: один и более человек.
7. «Телевизор».
Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. Количество играющих: один и более человек.
7. «Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

10. «Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
11. «Незнайка с кармашком».
Цель: развивать фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. 1 вариант
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
2 вариант
В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
12. «Найди ошибку».
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека.
13. «Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

14. «Речевое лото».
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
15. Лото «Читаем сами».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФН, развитие скорости чтения.
Ход игры. 1 вариант
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

16. «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры. I вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот? трава – дрова, усы – уши, кадушка – катушка, дом – дым.
II вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
17. «Найди слова в слове».
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

18. «Математическая грамматика».
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ('+', '-') и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца - ? (столица).
19. «Подскажи и допиши словечко».
Цель: автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например:
Назовём мы книжку (том), для жилья построим (дом) .
Город называем (Тверь), в доме открываем (дверь).
Вот тележка это (тачка), дом в саду зовётся (дачка).
Я в тетрадке ставлю (точку), мама любит свою (дочку).
По реке плывут (плоты),зреют на ветвях (плоды).
Нитку сматывай с (катушки), воду черпай из (кадушки).
Соловей выводит (трель), слесарь в сеть включает (дрель).

20. «Занимательная грамматика».
Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.
Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:
Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.
Например:
1) первый слог - наименьшее трехзначное число;
второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе;
вместе - главный город страны (столица);
2) первый слог - личное местоимение; второй слог - тоже личное местоимение;
вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).
21. «Допиши букву»
Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.
22. «Отгадай, кто я»
Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.
Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.
23. «Будь внимателен»
Цель: Закрепление начертания заглавных букв.
Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.
Азбука.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г ударилась немножко
И рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломала хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого. (С. Михалков)

24. «Полминутки на шутку»
Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
-Закричал охотник: «Ой,
(З)Двери гонятся за мной!»
-Посмотрите-ка, ребятки,
(М)Раки выросли на грядке.
-Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный (ж)лук
С длинными усами.
-Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался (с)дом.
-Мы собрали васильки,
На голове у нас (в)щенки
25. «Эхо»
Цель: Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Ход игры. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).
26. «Путаница»
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей коз(с)ою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную (к)горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил (т)дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это «мертвый груз». А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя-логопеда и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
В заключение можно сделать вывод: своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием речи и правильно организованная работа с ними, имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.
Категория: Доклады | Добавил: Diana (09.01.2013)
Просмотров: 3230 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016