Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 28.03.2024, 13:55


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.
НА консультации родитель

Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению.
Мирошниченко А.Н.,
учитель-логопед
МБОУ «СОШ №40»


Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.
 "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
 Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
 У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
 Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
 Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
 Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Для определения преобладающей руки у ребёнка постарше, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.
ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.
1.Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
2.Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
3.Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз? 4.Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
5.Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
6.Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он - леворукий. Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку. Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• головные боли (боли в животе);
• страхи;
• энурез;
• заикание;
• тики; навязчивые движения;
• повышенная возбудимость, раздражительность;
• укачивание в транспорте:
• повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
• двигательное беспокойство, неусидчивость;
• вялость, заторможенность.
Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны. Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь. Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой. Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.

Упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв.
Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы. Полезно собирать-разбирать модельки из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов. Раскладывать карточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка. Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук , но и на профилактику ошибок в написании. Очень хороших результатов помогает добиться штрихование. Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди "правильных" букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами. Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.
Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток. Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру. Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.
Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны родных и близких.
Самые знаменитые ЛЕВШИ : Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк, Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс, Николай Лесков (писатель, автор "Левши"), Владимир Даль (писатель, лексикограф, этнограф), Лев Толстой (писатель), Иван Павлов (физиолог), Сергей Прокофьев (композитор, пианист, дирижер), Сергей Рахманинов (композитор, пианист, дирижер), Василий Кандинский (живописец и график), Гарри Каспаров (шахматист). Александр Волков (теннисист), Виктор Сухоруков (актер), Джулия Робертс (актриса), Майя Плисецкая (балерина), Тина Канделаки (теле-радиоведущая), Леонардо да Винч (гений), Бетховен (композитор), Моцарт (композитор), Мэрилин Монро (актриса), Жанна д'Арк (революционерка) и многие другие.
Хочу порекомендовать литературу, которая поможет Вам в самостоятельных занятиях с ребенком.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У - Фактория

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор".
Категория: Доклады | Добавил: Алла_Мирошниченко (16.12.2013)
Просмотров: 1248 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024