Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:08


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии
Закирова Н.С, учитель - логопед, МБОУ "Гимназия №18"

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письменной речи увеличивается год от года. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 25% от количества обучающихся первой ступени. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются,правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее.
Более того, эти проблемы сохраняются и у взрослых людей, уже закончивших школы и ВУЗы.
Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно- пространственную ориентацию. Данный фактор чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности и плохого почерка.
Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ какого-либо предмета или слова, а левое - за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Часто бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно много активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
Рассмотрим с функционированием каких отделов мозга связана грамотность. Все отделы головного мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, «строить рожи» и мешать другим.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, что проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока - блока программирования и контроля - ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, ребенок не соблюдает общие нормы поведения: может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
По каким признакам родители и учителя могут понять, что ребенок не просто «не хочет», а реально «не может» быть более грамотным? По характерным ошибкам в тетради.
При выявлении следующих проблем необходима консультации специалистов(нейропсихолога, логопеда):
• отсутствие пропусков между словами и предложениями;
• несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
• зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
• повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
• замена букв: «б» - «д» («колоДок») «ж» - «х» («муЖомор»), «и» - «у» («клУмат»), «т» - «п» («Пигр»);
• ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
• пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
• забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
• нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).
Помните, что чем раньше начать нейропсихологическую коррекцию проблем, тем более эффективной окажется помощь ребенку.
Категория: Доклады | Добавил: nzakir (24.12.2014)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016