Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Среда, 18.10.2017, 06:40


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [55]
Методические разработки [63]
Программы, дидактические игры
Доклады [67]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 370
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта»

Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта»
Цель:
1. Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.
2. Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.
3. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
4. Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
5. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Категория участников:
Тренинг рассчитан подростков и юношей 9-10-11 класс.
Структура занятия:
Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (обратная связь).
Тренинг рассчитан на 9 занятий по 1 часу.
Тематическое планирование:
№ Темы Количество часов
теория практика другие
1 Что такое конфликт, причины возникновения. 1
2 Навыки общения 2 1
3 Отношения к конфликтам 1
4 Отработка навыков «Я-высказывания» 1
5 Управление конфликтом 1
6 Стратегия разрешения межличностного конфликта 1
7 Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» 1
Всего: 9 часов

Ожидаемые результаты:
- расширить представления о видах и динамике конфликтов
- расширить регуляцию адаптивных реакций на конфликтные ситуации
- освоить техники «Я- высказываний»
- освоить стиль сотрудничества как один из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов
- выявить факторы эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания
Диагностика:
- оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу
- диагностика состояния агрессии опросник «Басса-Дарки»
- 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения.
Например: «Как вы себя чувствуете?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В ка¬честве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуа¬цию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ
«Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».
«Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте ри¬сунок, который будет соответствовать вашему настро¬ению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
«Печатная машинка»
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
«Карлики и великаны»
Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».
«Сигнал»
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
«Посылка»
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).
«Меняющаяся комната»
Инструкция:
Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…
«Ревущий мотор»
Инструкция:
Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция:
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

«Спасибо за приятное занятие»
Инструкция:
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Занятие 1. Что такое конфликт. Причины возникновения.
Цель: Понимание природы конфликта.
1.Включения в занятие.
- Как вы себя чувствуете?
- С каким настроением пришли на занятия?
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.
Задание 1. "Что такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Задание 2. Работа в микрогруппах
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе:
- определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.
После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
Итог: - итак, что приводит к конфликту?
- неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
3. Заключительная часть
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).
- Поблагодарим друг друга.

Занятие 2. Навыки общения
Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
1.Включения в занятие.
- Поделитесь своими впечатлениями от предыдущего занятия
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» 1-2 упражнения на выбор).
2. Основная часть:
Игра "Воздушный шар"
- Прошу всех внимательно выслушать информацию.
- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ Наименование Кол-во

1 Канат
50м

2
Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные
20кг

5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов
25 кг

7 Конфеты разные
20 кг

8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10-местная
20кг

11 Баллон с кислородом 50кг

12 Комплект географических карт
25 кг

13 Канистра с питьевой водой
20л

14 Транзисторный радиоприемник
3 кг

15 Лодка резиновая надувная
25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Время на игру: 20 – 25 минут.
Итог:
Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:
- Я поздравляю вас, вы успешно справились.
- Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:
- экипаж разбился
-давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.
3.Заключительная часть
- Поблагодарим друг друга
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 3. Навыки общения
Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов
1.Включение в занятия.
- Поделимся своими впечатлениями от предыдущего занятия.
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть:
Задание 1. "Молва"
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками перечитываем рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.
- что произошло с информацией?
Возможная история для игры "Слухи":
"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".
Итог: - С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)?
- Что происходит с общением людей в случае искажения информации?
- С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?
Задание 2. "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Итог:- Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?
- Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
- Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
- Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?
- Что помогает вам в общении?
3. Заключительная часть
- Общение – процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного влияния.
- Упражнения завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).
- Поблагодарим друг друга.

Занятие 4. Навыки общения
Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов
- позитивное утверждение личности
1.Включение в занятие
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.
Задание 1. "Шалаш"
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Итог: - Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"?
- Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?

Задание 2. "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?
Задание 3. "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили вас?
3.Заключительная часть
- Поделитесь своими впечатлениями от занятия?
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 5. Отношения к конфликтам
Цель: развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации
1.Включение в занятия
- Поделитесь своими впечатлениями от предыдущей темы?
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).
2. Основная часть.
Задание 1. "Смена акцентов"
- Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и, начисто перепишите предложение.
- прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Итог:- Что изменилось?
- Разрешился ли конфликт?
Задание 2. "Акулы"
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды.
- Представьте себя в ситуации, когда корабль, на котором вы плыли, потерпел крушение, и вы находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок" – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев "акулу", должен крикнуть "Акула!" Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде "Акула!"
- Ваша задача – быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры.
Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются.
- В какой команде осталось больше участников?
- Почему?
Задание 3. "Дружественная ладошка"
- На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.
- Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
3. Заключительная часть.
- Поделитесь вашими впечатлениями от занятия.
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 6. Отработка навыков «Я-высказывания»
Цель: отработка навыков «я-высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
1.Включение в занятия
- Как вы себя чувствуете?
- Что запомнилось с предыдущего занятия?
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.
Задание 1. "Я-высказывания"
Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам).
- Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.
Принципы, на которых строятся "я-высказывания":
– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");
– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");
– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");
– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").
Итог: - Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили?
- Что помешало им спокойно воспринимать информацию?
Задание 2. "Ролевая игра"
Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются "я-высказывания", но актеры меняются ролями.
- старайтесь применять «я-высказывания»
Итог: - Что изменилось с использованием "я-высказываний"?
- При каких обстоятельствах вы бы могли использовать навыки "я высказываний" в жизни?
3. Заключительная часть
- Ваши впечатления от занятия?
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 7. Управление конфликтом.
Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования
1.Включение в занятие
- Что запомнилось с предыдущего занятия?
- Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть
Задание 1.
- Разбейтесь на пары, займите места, сидя напротив друг друга, и решите, кто будет А, а кто В в каждой паре.
- Выберете для обсуждения тему, которая вас интересует. Упражнение состоит из трех этапов;
1) Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
2) Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 мин.).
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
- По каким признакам можно определить, что вас не слушают?
3) То же самое, но теперь В говорят, А не слушают (1 мин).
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
4) Предложите всем А говорить снова (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молча (2 мин.).
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
- По каким признакам можно определить, что вас слушают?
5) То же самое, только А и В меняются ролями (2 мин.).
Обсуждение.
Задание 2.
-"Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Все выбрали свое место
- "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?"
-"Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии".
- Объясните почему выбрали именно это место?
- "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.
3. Заключительная часть
- Ваши впечатления о занятии?

Занятие 8. Стратегия разрешения межличностного конфликта
Цель: научить выбирать эффективные стратегии разрешения межличностного конфликта
1.Включение в занятие
- Поделитесь своими впечатлениями от предыдущего занятия?
- Упражнение разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).
2. Основная часть.
Задание 1
- Разбейтесь на пары парах, один партнер А, другой В. А – швейцар в здании, куда В крайне необходимо войти. Вам дается четыре минуты, чтобы попытаться убедить А пропустить его.
Затем определяется, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.
Для тех, кто прошел, он смог это сделать:
1) с помощью обмана или подкупа;
2) честным путем;
3) пытаясь войти в доверие службы охраны.
Обсуждение:
- Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп?
- Кто-нибудь подружиться с А, стараясь проникнуть в здание?
Задание 2
- Разбейтесь на пары.
- Я буду читать пять незаконченных предложений. После каждого предложения А должны повторить и закончить его. (Затем наступит очередь всех В).
- Пожалуйста, говорите только одну или две фразы и не переходите к разговорам, а ждите следующего предложения.
1) "Что меня больше всего волнует— это..."
2) "Если я на самом деле думаю об этом, я чувствую..."
3) "Когда я задаю себе вопрос, что я могу сделать, я думаю..."
4) "Человек, с которым я могу об этом поговорить — это..."
5) "То, что дает мне надежду — это..."
Теперь предложить В обобщить то, что они услышали, чтобы их партнерам А стало ясно, поняли ли их. По окончании попросите всех А поблагодарить партнеров, как хороших слушателей. Повторить полностью упражнение, где В говорят, А слушают. Напоминание группе о соглашении о конфиденциальности.
3.Заключительная часть.
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 9. Деловая игра "Потерпевшие кораблекрушение"
Цель деловой игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Время проведения: около 1 часа.
Порядок проведения.
Ознакомление всех участников с условиями игры
- Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно долларовых банкнот.
Сектант.
Зеркало для бритья.
Канистра с 25 литрами воды.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карты Тихого океана.
Надувная плавательная подушка.
Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80%.
450 метров нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.
- Самостоятельно проранжируйте указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).
На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания (8-10 мин)
- Разбейтесь на подгруппы примерно по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы будет экспертом.
- Составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это делали по отдельности).
На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.
Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы(10-15 мин)
- Оценка результатов дискуссии в каждой подгруппе.
Для этого:
а) выслушайте мнения экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;
б) зачитайте "правильный" список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 3). Предложите сравнить "правильный" ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый студент, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
Если сумма больше 30, то участник или подгруппа "утонули";
в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?
Итоги:
– Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
– В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
– Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
– Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
– Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Приложение 1. Рекомендации учащимся:
Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражне¬ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип исследовательской позиции участников: участни¬ки сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
- принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективирован¬ный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участ¬ников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания цен¬ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяет¬ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апел¬лируют к прошлому опыту;
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Приложение 2. Рекомендации тренеру:
Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются уме¬нию управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: комму¬никатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуника¬тивных навыков.
В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимо¬действие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических послед¬ствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообраз¬ные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.
Психогимнастика включает разнообразные упражнения, на¬правленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на трениров¬ку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.
Разрешение и профилактика конфликта.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста. Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.
Управление конфликтом.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность субъекта по отношению к конкретному конфликту.
Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну:
информационные факторы – неприемлимость информации для одной из сторон;
поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п.;
факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами;
ценностные факторы – противоположность принципов поведения;
структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению.
Существуют следующие этапы управления межличностными конфликтами:
Прогнозирование конфликта
Предупреждение конфликта
Регулирование конфликта
Разрешение конфликта.

Приложение 3
Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения
"Потерпевшие кораблекрушение"
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу
Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Литература для учащихся:
1. Ричард А. Гарднер Девочкам мальчикам о хорошем и плохом поведении – М. 2000
2. Ванин И. Мамонтов С. Практика эффективного поведения – СПб 2001
3. Леви В. Искусство быть другим. – М 2000

Литература:
1.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.
2.Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000
3. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.
4.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.
5.Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.
6.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург 1997.
7.Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 1990.
8.Лампен Д. и Дж. Молодые люди управляют конфликтом.– Мн.: 1998
9.Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.
10.Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: kat15163225 (09.11.2016)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2017