Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:18


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.
Это говорит о нарушении фонематического слуха. Для чего он нам нужен?
Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.
Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Если не знать смысла, который прописан тому или иному звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно,- например, различать звучание так называемых парных фонем
( з-с, ж-ш, д-т, б-п и т.д.). Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного отличается от другого. Сравним слова « мель-мел», «дочка-точка», «мал-мял» и т.д. Один незначительный нюанс и смысл слова меняется.
Если ребенок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда и не сможет их правильно говорить (артикулировать) вслух. Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в усвоении и различении букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Что приводит к стойким ошибкам при чтении и письме. Ведь письменная речь (чтение и письмо) представляет собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности что и в устной речи.
В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения и письма является сформированность фонематического анализа структуры слова.
Это означает, что виды речевой деятельности зависят друг от друга. И если имеет место недоразвитие одного вида, то, скорее всего, будут страдать и другие виды речевой деятельности.
Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для улучшения усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию.
Учитывая изложенное выше, на логопедических занятиях целесообразно
выделять несколько занятий (от 4 до10), а затем и некоторое время на каждом занятии (от 3 до 5 минут) для проведения игр, направленных на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза. Знакомство с различными видами упражнений занимательного характера будет способствовать также снятию тревожности и излишней напряженности в ходе изучения той или иной темы.
На начальном этапе игры носят достаточно простой характер, от выделения первого и последнего звука в слове, до установления порядка звуков в слове.
Затем следуют задания, которые требуют письменного выполнения. Далее предлагаются занимательные упражнения , помогающие закрепить, а в некоторых случаях и углубить изучение данной темы.
1. Придумать слова на заданный звук. Например «З»- замок, зуб, зубры…

2. Модифицированный прием игры «Города», когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего.
Например «Лето- осень- небо- облака- арбуз…».

3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук.
Например «Б»- батон- небо- облака- абажур- рубеж- жбан…

4. «Заданные параметры».
Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук.
«К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша…
Если ребенок затрудняется в подборе слов, логопед или учитель может дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».

5. « Назови лишнее слово».
Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово.
Например:
1.Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора).
2.Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза).
3.Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос).

6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы.
• …збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А»
• …к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О».
• …гла, в…лка, л…цо, л…па. «И».
• М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».
• …скимо, …скалатор. «Э».
• …блоко, …нтарь, …года, …нварь. «Я».
• Т…ло, л…то, л…пка, п…нал. «Е».
• …жик, …лка, пл…тка, шл…пки. «Ё».
• …ла, …ля, кл…шка, кл…чи, пл…шка. «Ю».

7.« Сквозная буква».
1. Металлический стержень, которым открывают замок.
2. Комната для занятий в школе.
3. Стальные полозья для катания по льду.
4. Овощ, похожий на огурец.
5. Письменная принадлежность.

к
к
к
к
к

о н о
о к н о
о х о т а
о б л а к а

8.Вставить в пустые клетки буквы так, чтобы получились слова.

о
о
о
о

9. « Какая гласная пропущена?»
Д С К З Л
С Н; Н С ; Д Б ; Л М ; С К ;
М Н М Б Б

Ж Л Ж Р Ж
Ш ТЬ; Л ША; Ш СТЬ; Р ЗА; С ЛА.
ТЬ ЖА СТЬ ЖА ЛА

10.« Замена».
На доске записаны слова: дом, воз, нес, вол, сок, сом и др. Учащиеся
должны заменить в этих словах гласную так, чтобы получилось новое слово
(дым, вёз, нёс, вёл, сын, сам).

11.« Слово рассыпалось».
Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова.
О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г.
К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.

При подготовке к уроку учитель может использовать материал полностью или частично, в зависимости от особенностей группы или класса. Желаю Вам успеха в работе.

Список литературы:
1. Логинова Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. –Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004
2.Русский язык коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы.- Автор-составитель Е.Плешакова
Издательство "Учитель"2007год
Категория: Методические разработки | Добавил: Logoped_is24 (26.03.2013) | Автор: Седых Наталья Викторовна
Просмотров: 841 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016