Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 25.04.2024, 02:56


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л
Данные речевые упражнения можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях с младшими школьниками на этапе автоматизации звука Л
Предлагаемые учащимся задания, направлены на развитие внеречевых психических процессов: внимания, памяти, мышления. Ведь кто из учителей – логопедов не наблюдал такую картину: после изнурительных повторений звукосочетаний, слов ребёнок по окончании работы переходит на привычное дефектное произнесение.
Задача логопеда – суметь ненавязчиво, незаметно для ребёнка направлять его на правильное произнесение.
Материалом можно пользоваться по своему усмотрению, включая в занятия их фрагменты, или работая последовательно сначала с одной, затем с остальными темами.
Выполняя задания, учащиеся научатся давать определение понятий через род и вид, проводить классификацию понятий, устанавливать отношения между понятиями, решать задачи на пересечение множеств, а также исследовать свою быстроту мышления и состояние подвижности нервных процессов.
Все задания выполняются ребёнком устно, обязательно с речевым сопровождением: ученик не просто выбирает правильный ответ, он произносит его вслух, приводит доказательства правильности своего выбора. Логопед следит не только за правильностью выполнения основного задания, но и за качеством звукопроизношения, просит повторить, то слово, которое произнесено нечётко.
Классификация понятий
*Прочитайте строчки слов. Найдите в перечне оснований для классификации нужное основание и обведите его номер кружком. Прочитайте выбранное вами основание и докажите правильность своего выбора.
Молоко, холодный, голодный, наволочка, оболочка:
1) Одинаковое количество букв;
2) Несклоняемые существительные;
3) Одинаково оканчиваются слова;
4) Имеется сочетание оло.
Лань, шакал, волк, белка, лось:
1) Имеется сочетание оло;
2) Обозначают животных;
3) Несклоняемые существительные;
4)Одинаковое начало слов.
Милость, смелость, усталость, жалость, глупость:
1) Слова с абстрактным значением;
2) Слова среднего рода;
3) Одинаково начинаются слова;
4) Имеют сочетание оло.
Вилы, латы, каникулы, чернила:
1) Одинаковое количество букв;
2) Из набора букв можно составить ещё одно слово;
3) Одинаковое начало слов;
4) Употребляют только во множественном числе.
Факел, лампа, лучина, лампочка:
1) Обозначают осветительные приборы;
2) Слова можно прочитать слева направо;
3) Несклоняемые существительные;
4) Одинаково оканчиваются слова.
Отнесение объекта к классу.
*Прочитай слова.
Лов, латы, вокзал, лыжи, молоко, вилы, палатка, вёсла, халва, каникулы, лопух, ласты, лодка, палки.
- Назовите слова, стоящие в единственном числе.
- Назовите слова, стоящие во множественном числе.

Проверка результатов произведённой классификации
*Прочитай слова.
Стекло, ладонь, лось, лунь, дуло, лосось, лошадь, лань, ложе.
Разделите их на три группы по родам (мужской, средний, женский)
Прочитайте слова в таблицах А, Б, В. Определите таблицу, в которой слова правильно разделены на группы.
Таблица А
Мужской род Женский род Средний род
Ладонь
Лось
Лунь Лошадь
Лосось
Лань Стекло
Дуло
Ложе
Таблица Б
Мужской род Женский род Средний род
Лосось
Лось
Лунь Лошадь
Лань
Ладонь Стекло
Дуло
Ложе
Таблица В
Мужской род Женский род Средний род
Лосось
Лось
Лунь Ложе
Лошадь
Лань Стекло
Дуло
Ладонь

Выбор основания для классификации.
*Прочитай слова. Распредели их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу.
Футбол, весло, ласты, гандбол, лапта.

*Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу.
Молоток, молотилка, лопата, вилы, веялка, сенокосилка.


*Прочитай слова. Распредели их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу.
Стул, платок, чалма, полка, лавка, пилотка.

Определение понятия через род и видовое отличие.
Отнесение объекта к роду.
*Заполните таблицу с озаглавленными столбцами, обозначающими родовые понятия.

Цветы Деревья Овощи Ягоды


Слова для справок: фиалка, ветка, свёкла, клубника, ландыш, лук, голубика, флокс, лавр, баклажан, кизил, платан, ветла.

Обобщение и ограничение понятий
Произвести обобщение понятия - значит подобрать к нему подчиняющее его более широкое (родовое) понятие. Например: «яблоко» - родовое понятие «фрукт».
Произвести ограничение понятия – значит подобрать к нему подчинённое ему частное (видовое) понятие. Например: «яблоко» - видовое понятие «сладкое яблоко».
*Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого понятия (в скобках слева) следует выбрать родовые и видовые понятия, и записать их в нужное место в таблице.
(Кукла) – платье, игрушка, новая кукла, волосы.
(Велосипед) – двухколёсный велосипед, седло, средство передвижения, втулка.
(Клубника) – спелая клубника, ягода, повидло, ложка.
(Лопух) – трава, колючки, крупный лопух, молочай.
(Весло) - уключина, пластмассовое весло, спортивное снаряжение, лодка.
Видовое понятие Заданные понятия Родовые понятия
Кукла
Велосипед
Клубника
Лопух
Весло

Выделение видового отличия

*Заполните таблицы, подбирая нужные слова – понятия из слов для справок, находящихся под таблицами.

Родовое
понятие Видовое отличие
Для прибивания гвоздей Для выпиливания
узоров Для копания Для шитья
Инструмент
Слова для справок: молоток, лобзик, лопата, игла.

Родовое
понятие Видовое понятие
Для плавания Для стрельбы Для гимнастики Для бадминтона
Спортивная принадлежность
Слова для справок: ласты, лук, булава, волан.

Родовое понятие Видовые отличия
ударный духовой струнный клавишный
Музыкальный инструмент
Слова для справок: тарелки, волынка, балалайка, клавесин.

Родовое понятие Видовые отличия
Для сидения Для мелких предметов Для обеда Для отдыха
Мебель
Слова для справок: стул, полка, стол, шезлонг.

Родовое понятие Видовые отличия
Для занятий спортом Лёгкая женская Для осени Зимняя тёплая
Одежда
Слова для справок: футболка, платье, плащ, тулуп.

Определение понятий через род и видовое отличие.

*Вставьте нужные слова в предложения.
а) Пропущено родовое понятие, выделено видовое отличие.
Плуг – зто __________________________ для вспашки земли.
Пила – это ___________________________для распиливания.
Ствол - это __________________, а котором есть ветки и кора.
Лампа – это _____________________________для освещения.
б) Пропущено понятие, выделено родовое понятие и видовое отличие.
_______________________________- это мебель для сидения.
_______________________________ - это орудие труда для вспашки.
_______________________________ - это иструмент для распиливания брёвен.
_______________________________ - это инструмент для выпиливания узоров из фанеры.

в) Пропущены родовое понятие и видовое отличие, выделено понятие, требующее определения.
Пила – это ____________________ для ____________________.
Плащ –это ____________________ для ____________________.
Платок –это __________________ для ____________________.
Сеялка –это ___________________ для ___________________.

*Узнайте слова по толковании, заполните таблицы. Подчеркните родовое понятие в каждом толковании зелёным цветом, видовое отличие – красным цветом.
Л А Порода охотничьих собак
Л А Осветительный прибор
Л А Русская игра с небольшим мячом
Л А Изделие из пшеничной муки

Л О Место в театральном зале
Л О То же, что постель
Л О Длинный гибкий стебель некоторых кустарников
Л О Крупное животное с ветвистыми широкими рогами
Л О Игра
Различение и разграничение разнородных понятий.
*Прочитайте каждую строчку в таблице А и найдите среди четырёх слов одно «лишнее», не подходящее к остальным словам понятие. Занесите номер этого слова в таблицу Б под номером строки.
Таблица А

п/п 1 2 3 4
1 акула камбала плавник белуга
2 жало пчела клоп богомол
3 волк белка лось Лошадь
4 лошадь волк осёл мул
5 весло футбол волейбол гандбол
6 скакалка баскетбол ласты булава
7 молоток пила болт долото
8 лопата плуг вилы игла
9 лампа стол стул полка
10 колбаса молоко сало шашлык
11 сало шоколад халва пастила
12 булка масло калач лаваш
13 платок колпак лапти чалма
14 плот лодка гондола теплоход
15 велосипед ледокол теплоход шаланда
16 вилка ложка лапша половник
17 ландыш фиалка гладиолус лопух
18 кукла балалайка валторна Клавесин
19 плащ футболка блузка галоши
20 косилка молотилка вилы сеялка
21 болт втулка клапан велосипед
22 лампа факел холодильник Плафон
23 лампа лупа лорнет глазок
24 бокал солонка флакон пиала

Таблица Б
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


13 14 15 16 17 18 19 22 21 22 23 24


Ответ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
3 1 4 2 1 2 3 4 1 2 1 2

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
3 4 1 3 4 1 4 3 4 3 1 2

Установление отношений между понятиями
целое - часть

*Соберите пары слов, объединённых в отношение «целое – часть».
Для этого раскрасьте пару слов синим цветом, при этом слова, объединяющие «целое», обведите красным цветом.

пчела клыки аула седло
человек велосипед толпа голова
плавник волосы жало волк

*Укажите целое, частью которого являются следующие слова.
Ствол _________________________________________________
Глаза __________________________________________________
Стекло _________________________________________________
Полка __________________________________________________
Клавиша ________________________________________________
Втулка __________________________________________________
Буква Л _________________________________________________
Слово ___________________________________________________
Слова для справок: яблоня, лицо, лупа, стеллаж, клавесин, колесо, алфавит, предложение.

Отношение рядоположности
*Соберите пары слов, объединённых в отношение рядоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов разным цветом.
ложка молоток олово лоб
кувалда лодка глаза лобзик
шаланда пила вилка платина

Отношение противоположности
*Соберите пары слов, объединённых в отношение противоположности, раскрасив каждую пару разным цветом.

тёплый глубокий сила полдень
мелкий слабость холодный глупый
полночь слава талантливый бесславие

Отношения функциональые
*Соберите пары слов, объединённых в функциональные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

шёлк клумба плакат пол
седло колчан футбол лозунг
палас платье гладиолус лапти
стрела лошадь гол лыко

Родо – видовые отношения
*Соберите пары слов, объединённых в отношение род-вид. Обведите родовые понятия зелёным цветом, слова обозначающие видовые понятия – красным цветом.
планета небесное тело золото плод
металл Плутон Луна Яблоко
Простые аналогии
*Определите тип отношений между первым и вторым словом. Подберите четвёртое слово таким образом, чтобы между третьим и четвёртым словом был установлен тот же тип отношений.
Лапти – лыко = платье - ___________________________________
Лунь – болото = белка - ____________________________________
Пчела – болото = голубь - ___________________________________
Глубокий – мелкий = тёплый - ________________________________
Волк – клыки = пчела - ______________________________________
Глупый – талантливый = злой - ______________
Категория: Методические разработки | Добавил: Diana (09.01.2013)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024