Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 18.04.2024, 23:03


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Создание здоровьесберегающей среды в работе с детьми, имеющими трудности в обучении

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

          Здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:

  • в физическом плане (ребёнок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
  • в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
  • в нравственном плане (честен, эмпатичен (умеет сопереживать), самокритичен);
  • в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
  • в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).

Особого внимания в плане сохранения здоровья требуют дети с трудностями обучения. Вот психологический портрет такого ученика:

  1. низкая работоспособность, повышенная утомляемость
  2. несформированность произвольности психических процессов
  3. низкая учебная мотивация
  4. низкая самооценка
  5. трудности в усвоении  социальных норм поведения
  6. недостатки устной и письменной речи

Сегодня я хотела бы познакомить вас с системой работы по сохранению психологического здоровья обучающихся, которая реализуется мною на логопедических занятиях и предложить вашему вниманию те педагогические находки, которые могут быть использованы в работе каждого учителя.

Формирование и сохранение психологического здоровья школьников осуществляется через рациональную организацию урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

  • творческий характер образовательного процесса;
  • психоэмоциональный комфорт  каждого ученика;
  • применение нестандартных форм урока;
  • оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);
  • физкультминутки, музыкальные паузы;
  • игровые моменты;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
  • смена умственной и физической деятельности;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксация              

Итак, пора начинать занятие. Учитель готов, но ученики не настроены учиться: вторая половина дня гораздо менее продуктивна для занятий, чем первая. Кроме того, по дороге в кабинет между детьми возник конфликт, и они не настроены на учебный процесс. Негативные эмоции ищут выхода. Ситуация, знакомая каждому учителю. Что делать?

Давайте заглянем внутрь себя, что вы чувствуете? А теперь закройте глаза и представьте свою обиду, на что она похожа, какая она? Попробуйте превратить  её в предмет, живой или неживой, который вызовет у вас приятные ощущения. Что это за предмет? Какой он?  Что вы теперь почувствовали? Не правда ли, что без обиды в душе жить гораздо приятней?

Начинаем урок. Очень важно построить содержание учебного материала и подобрать формы работы с учётом здоровьесбережения. Одна из таких форм работы –выполнение заданий фломастером через файл

 

Давайте определим преимущества этой формы работы:

  1. Экономия учебного времени. Упражнения построены так, что учащимся не нужно списывать текст задания. Выполняется только отдельная операция, развивающая тот или иной навык. Например, «вставь пропущенную букву,  зачеркни цифру, соответствующую числу слогов в слове, соедини слова с подходящими звуковыми схемами».
  2. Возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Учащиеся могут работать с дидактическим материалом в разном темпе, выполняя задания разной сложности в разном объёме.
  3. Снятие эмоционального напряжения, страха сделать ошибку, повышение самооценки. Если что-то не получилось, можно стереть запись и начать сначала.
  4. Повышение познавательного интереса, учебной мотивации. Задания предлагаются в игровой форме, отличаются по форме и содержанию от материала учебника. Несмотря на их занимательность, упражнения несут в себе необходимую учебную нагрузку.

 

Так, на логопедических занятиях я использую презентации для закрепления правильного произношения, подбирая наглядный материал таким образом, чтобы воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, вызывать эмоциональный отклик, привлекать внимание.

      Включение физминуток (динамических пауз) и пальчиковых игр в структуру логопедических занятий и каждого урока - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий.  Использование двигательных упражнений  позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

 Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.

Эффективным способом развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, приведенных ниже, не требует специальной  подготовки, удобен и прост в исполнении, занимает мало времени. Однако, под воздействием этих несложных движений  достигается нормализация мышечного тонуса рук, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Упражнение №1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Зажимаем ручку средним и указательным пальцами. Сгибаем и разгибаем эти пальцы, следим, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение №5. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6.  Зажимаем конец  ручки средним и указательным пальцами правой руки. Противоположный конец ручки находится дальше от груди.  Переворачиваем ручку и вкладываем ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладываем ее в правую руку и так далее.

    В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Упражнение №7. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение №8. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

 

                     Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

     Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того,

                          кинезиологические  упражнения способствуют

  • улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
  • позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
  • повышают работоспособность, снижают утомляемость,
  • активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

     Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга

  • Колечко
  • Кулак-ребро-ладонь
  • Лезгинка
  • Буратино
  • Ухо-нос

                                                        

   ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

 

       Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

  • систематичность выполнения
  • постепенное увеличение темпа и сложности
  • точность выполнения движений и приемов
  • выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек   может быть свободным, радостным, счастливым. Поэтому учителю необходимо строить систему работы таким образом, чтобы сохранить здоровье своё и своих учеников.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Sonya (17.03.2016)
Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024