Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:19


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму
Рекомендации для родителей
Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму
Писать красиво нелегко!
Мирошниченко А.Н., учитель-логопед МБОУ «СОШ №40»
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам. А когда наступит лето, попросите малыша собрать вместе с вами ягоды, прополоть грядки - это поможет потренировать мелкие мышцы рук.
Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
1. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
2. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
3. Попади мячом в баскетбольную корзину.
4. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
5. Найди выход из пещеры.
6. Проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, узкие.

Игра "Узнай, кто я"
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом, по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:
1. какой рукой малыш рисует (правой или левой);
2. как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
3. быстро или медленно проводит линии;
4. отвлекается ли во время работы;
5. высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
6. сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.
Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
1. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
2. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок.
И в заключение "теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было потом их подсчитать.
Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!
Категория: Методические разработки | Добавил: Алла_Мирошниченко (16.12.2013)
Просмотров: 1606 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016