Использование игр для развития лексико-грамматического строя у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование игр для развития лексико-грамматического строя у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Нарушения формирования лексико-грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.Пополнение лексического запаса предполагает различные направления работы: усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря; понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, т.е. качественное обогащение словаря; активизация словаря; его очищение от просторечных, жаргонных слов. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счет усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. С учетом того, что учащиеся с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывается. Логопедическое воздействие располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой: учебной по цели и игровой по характеру осуществления. Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка. Использование речевых игр на логопедических занятиях способствует выполнению важных методических задач: • Созданию психологической готовности детей к речевому общению; • Естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала, формированию определенных навыков и речевых умений; • Тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще. Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления. Таким образом, логопедическое воздействие является коррекционно – развивающим, направленным на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемым в условиях учебно-игровой деятельности детей младшего школьного возраста.