Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 29.03.2024, 17:43


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья актуально на современном этапе т.к. связано с требованиями, предъявляемыми к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения. Современный школьник должен владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме.
Речевое общение - важный фактор психического развития. Дети с речевыми нарушениями ограничены в различных видах деятельности и поэтому средствами только урочной деятельности, невозможно решить поставленную задачу. Педагоги развивают коммуникативные способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и через внеурочную деятельность.
Деятельность занятий направлена на общение учителя с детьми, во время которого школьники знакомятся с правилами взаимодействия в беседе, учатся слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, полно отвечать на вопросы собеседника, вступать в диалог, рассуждать, связно излагать мысль и т.д.
Одним из методов формирования коммуникативных навыков является игра и игровые приёмы, задания, где ребёнок ведёт себя естественно, независимо и проявляет свои творческие способности. Например:
• «Отгадай предмет»: учитель загадывает предмет, а дети задают наводящие вопросы, описывая предмет по форме, размеру, цвету, величине.
• «Доскажи словечко»: учитель произносит короткое стихотворение, а ребёнок договаривает последнее слово в рифму. Например, «Едет он на двух колёсах, не стоит он на откосах. И бензина в баке нет. Это мой …».
• «Составь телеграмму»: составить телеграмму, назвав слова на каждую букву данного слова. Например, из букв слова адрес составить текст телеграммы «Андрей Дима решил ехать Саратов».
• «Цепочка слов»: назвать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова на одну тему, например, называть только животных, только прилагательные, глаголы.
• «Ребусы»: отгадать зашифрованные слова.
• «Грамматическая арифметика»: образовать новое слово путём решения своеобразных примеров, где сначала нужно отгадать слова, а затем из них составить новое слово.
• «Наоборот»: подобрать слова обратные по значению.
• «Сигнальные карточки»: использование сигнальных карточек со знаками «плюс» и «минус» для определения правильного и неправильного ответа, а цветных сигнальных карточек для рефлексии, оценки своего эмоционального состояния в конце занятия и на разных его этапах.
• «Любопытный»: ответ на вопрос должен обязательно быть на одну и ту же букву, например, «Где ты живёшь? Где стоит машина? На чём ты играешь? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города? Какие ты знаешь национальности? Назови несколько вывесок на улицах города?
• «Редактор»: вставить слова, подходящие по смыслу, в предложения, текст.
На занятиях учителями активно используются игры-инсценировки, игры - соревнования, игры-имитации, творческие, дидактические, игры-драматизации, в процессе которых дети учатся слушать, правильно говорить, перерабатывать информацию и сотрудничать.
Определённая роль отводится театрализованной деятельности, где театральные куклы, персонажи «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Педагоги предлагают школьникам обыграть стихи, песенки, инсценировать сказки. Вместе обсуждаем характер героев, их повадки и поведение, распределяем роли, разучиваем роли и реплики, отрабатываем жесты и мимику. Дети перевоплощаются в тот или иной образ, где чувствуют себя свободно, общаются друг с другом, задают и отвечают на вопросы, и что самое главное, их речь становится связной, последовательной и чёткой.
Игры–соревнования дают возможность проявить свою индивидуальность, выразить собственное «Я» через сравнение с другими, увидеть в сверстнике равноценную личность, доверять товарищу, общаться друг с другом.
Игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, способствуют умению договариваться и развивают познавательную активность.
Т.о. занятия внеурочной деятельности способствуют развитию коммуникативных способностей, умению работать в коллективе, считаться с мнением сверстников, помогают учащимся самоутвердиться, придают уверенность в своих возможностях.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»: практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
4. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб. – метод. пособие /А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.
Категория: Доклады | Добавил: Diana (31.08.2020)
Просмотров: 120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024