- Приветствие
- На экране картинка ОСЛИКИ
-Как называются эти животные?
-С какой чертой характера мы связываем это животное?
Мы часто слышим выражение «Упрямый как осёл».
Ребята, я Вам хочу рассказать сказку об осликах и очень вас прошу мне помочь.
Жили-были два братца-ослика. Одного звали ИА, другого - АИ. Были они один упрямее другого. ИА никогда не соглашался с АИ, всегда говорил все наоборот.
Первый скажет: «Тепло на улице!» - а второй—…
Первый скажет: «Веселый день !» - а второй— ... Первый говорит: «Глубокая речка», а второй — ...
Но однажды ИА не захотел спорить со своим братом, потому что АИ сказал: «Умный у меня братец!» Что должен был сказать ослик?
-Как Вы думаете почему ИА не захотел спорить с братом АИ?
Мы с вами называли слова с противоположным значением.
-Вспомните, как называются слова с противоположным значением?
- -Давайте составим слово АНТОНИМЫ из букв прописного шрифта, которые спрятались в кабинете.
(Девочки ищут справа, мальчики слева.
Найденные буквы крепят к доске в хаотичном порядке)
- У нас получилось слово?
- Что не понравилось?
Выходит 1 человек, расставляет буквы в правильном порядке. Читаем хором.
- Игра «Да-нет»
- У слов - антонимов сходное значение?
- У слов - антонимов противоположное значение?
- Слова - антонимы отвечают на разные вопросы?
- Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос?
- Слова - антонимы являются разными частями речи?
- Слова - антонимы являются одной частью речи?
(по ходу игры вывешиваю выводы на доску) –
Антонимы – слова с противоположным значением.
Слова – антонимы являются одной частью речи.
Слова – антонимы отвечают на один и тот же вопрос.
Хвалилка
- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!"
А теперь улыбнитесь друг другу, вы справились, вы молодцы!
- На экран выведен текст.
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была … . И настроение было … .
-Я подобрала две иллюстрации к предложенному тексту.
- Вы можете определить к какой из картинок относится этот текст?
Я предлагаю Вам дополнить текст словами, чтобы было понятно о какой картинке идёт речь.
- К какой части речи будут относиться вставленные слова?
- Разделимся на 2 группы.
Первая группа работает с текстом для первой картинки, вторая - для второй картинки.
- Давайте прочитаем составленные тексты по цепочке. Каждая команда читает своё предложение.
- Назовите слова противоположные по значению (в каждом предложении по ходу работы).
- Как называются слова противоположные по значению?
7. Работа в тетради.
- Запишите пары антонимов в тетрадь.
Проверка.
На экран выводятся пары слов
ясный
|
-
|
пасмурный
|
тёплый
|
-
|
холодный
|
светлому
|
-
|
тёмному
|
лёгкие
|
-
|
тяжёлые
|
солнечная
|
-
|
дождливая
|
радостное
|
-
|
грустное
|
- Релаксация (смайлики)
|
-Всем, всем, всем – доброго дня!
-Ослики.
-Упрямство.
(Дети заканчивают предложение.)
-Холодно!
-Грустный
-Мелкая
-Глупый у меня братец
- Не хотел обижать своего брата-ослика
-Антонимы
- Нет
- Неправильный порядок букв.
Антонимы
Ответы на вопросы дети показывают жестами (ДА- руки вверх,большой палец поднят; НЕТ – руки скрестить на груди)
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- да
Читаем хором
Дети выполняют.
Дети читают по цепочке
Дети рассуждают. Мнения разошлись.
Прилагательное. (Дети показывают рукой волну)
Работают на доске
Записывают слова, которые считают нужным добавить в текст.
Садятся на места.
Читают по цепочке.
Ясный-пасмурный ( и т.д.)
Антонимы
Работают самостоятельно.
Проверка.
|