Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 29.03.2024, 03:41


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Урок чтения "Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']". 1 класс. УМК "Школа России"
Урок
Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ч, ч; развивать фонематический слух, логическое мышление; совершенствовать навыки правильного чтения.
Обучение УУД: умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы; составлять предложения о литературных героях; списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами ; четко следовать правилам правописания сочетаний с буквами А, И, У (ШИ,ЧА,ЧУ); добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Ребята, отгадайте загадки, а затем скажете, какая общая тема объединяет все слова-отгадки.
Семь братцев друг за другом идут.
Один другого никогда не обойдет. (Дни недели)

Прошло семь дней –
Конец и ей. (Неделя)

Что за братцы?
Их пересчитал –
Год пропал.
Годы идут –
А они не растут.
Как тех братцев зовут? (Месяцы)
- Так какая же тема объединила все эти загадки в одну группу? (Время)
- Как вы понимаете смысл слова время?
- А какой предмет помогает людям определять время дня, ночи, утра, вечера? (Часы)
- Кто из вас уже умеет определять время по часам?
- К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет уже сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что нужно отвечать.
II. Актуализация знаний
- Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он назывался ? («Азбука»)
- Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки». Посчитайте, сколько всего букв вы изучили. (Мы знаем уже 20 букв.)
- Сколько среди них гласных? Назовите их.
_ Сколько согласных? Назовите.
_ Что вы знаете о согласных буквах? (Примерный ответ. Они обозначают твердые и мягкие согласные звуки, согласные звуки бывают звонкими и глухими. Есть звуки, которые имеют пару, их называют звонкими и глухими парными согласными. Есть звуки, которые обозначают только звонкие звуки, их называют сонорными.)
1. Работа с лентой букв на с. 123 «Русской азбуки»: гласные, обозначающие твердость согласного звука; гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
 Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука?
 Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?
 Какие согласные бывают только звонкими? Как их еще называют? (Сонорные.)
 Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?
 Откройте учебник на с. 124-125. Вы видите русский алфавит. Найдите и подчеркните те буквы, которые вы уже изучили.
 Сколько букв осталось неподчеркнутыми?
Что обозначают рисунки под буквами?
2. Чтение текста «Подарки к празднику», с. 122.
 Поставьте вопросы к первому предложению. (Кто приготовил подарки для ребят из детского сада?)
 Как по-другому можно поставить вопрос? (Для кого приготовили подарки первоклассники?)
 Поставьте вопросы к другим предложениям.
 Открой учебник на с. 126. Авторы предлагают вам проверить свои знания и оценить свои достижения. Слушайте утверждения, если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, не кладите ничего.
(Учитель читает утверждения.)
- Сколько кружков вы отложили?
Мы с вами повторили все, что вы узнали , пока работали по первой части «Азбуки». А теперь мы ее от ложим в сторону и перед собой положим вторую часть.
III. Постановка целей и определение темы урока
 Чем мы пишем? (Ручкой.)
Проводится звуко-буквенный анализ слова «ручка».
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда несешься вскачь?
Белый, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
 О чем это стихотворение?
Проводится звуко-буквенный анализ слова «мяч».
 Какой новый звук услышали?
(Учитель подводит уч-ся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
- А как вы думаете, почему мы с вами сегодня урок начали с разговора о времени и часах? (Часы – слышим в начале слова звук [ч’].)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ч']
- Теперь мы будем работать с частью 2 «Азбука» .На с. 5 в красной рамке нарисован мяч. Проанализируйте это слово. Какие звуки в нем есть?
- С какого звука начинаем произносить слово «мяч»?
Звук [ч'] всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает.
 Произнесите этот звук еще раз.
 Что можно еще сказать о нем? (Глухой звук.)
 Кто из вас любит играть в мяч?
 Какие игры с мячом вы знаете?
 Какие спортивные игры с мячом вы знаете?
2. Знакомство с буквами Ч, ч. На что похожа буква Ч?
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
Первой букве в слове «чтение» –
Букве Ч мое почтение.
Е. Тарлапан.
3. Чтение слогов слияния.
Напишите строчную букву ч на с. 27 Прописей.
 Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву А. В этом случае нельзя писать букву Я, так как звук [ч'] и так всегда мягкий. А в слоге чу пишется всегда У.
- Напишите слоги и слова на с.27 Прописей
- Прочитай правило внизу с. 5 учебника. Правила вы должны запоминать и помнить всегда, когда пишете со слогами ЧА, ЧУ.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.4 «Азбуки». Можно ли этот рисунок разделить на две части? Почему? ( Одна часть отражает старину, а другая современность)
4. Беседа о часах. Учитель может организовать выставку часов.
- Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? (Солнечными, песочными, водяными, механическими, цветочными.)
- А теперь какие виды часов используют?
- Прочитайте стихотворение–загадку под иллюстрацией.
О чем в ней говорится?
- Прочитайте текст на с. 5. Как вы его озаглавите?
- Каково основное назначение часов?
На какие 2 группы по назначению делятся часы?
Какие часы чаще всего носят люди с собой?
Что общее должно быть у всех часов? (Они должны точно показывать текущее время.)

- Поговорим о смысловом значении слова «часы».
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут, но немного отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте. (В. Орлов)
- Объясните о каких часах говорят: спешат, идут, стоят.
(Запись предложений со словом «часы» после анализа)
Часы идут точно.
У Никиты на руке часы.
- У кого из вас дома есть часы?
 А почему часы пользуются такой популярностью?
 Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?
 Если у нас не будет часов, мы не сможет знать время, и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.
 Отгадайте загадки автора А. Кочергиной.
 Какие дни недели вы знаете?
 В какие дни недели вы не посещаете школу?
 Кто знает, сколько месяцев в году?
 А кто знает названия всех месяцев по порядку?
 В каком месяце вы пришли учиться в первый раз в первый класс?

V. Развитие речевого аппарата
1.Дыхательная гимнастика
1. Повторить упражнение "Спущенная шина" – ш – ш – ш – ш….
2. Разучить упражнение "Тишина".
Исходное положение "сидя". Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч - ч -ч…].
Артикуляционная разминка
1. Повторить упражнение "Оскал".
2. Разучить упражнение "Достать языком подбородок".
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку. Вернуть в исходное положение.
Работа над дикцией
Чистоговорка:
Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.
Чу – чу –чу –есть я больше не хочу.
Чо – чо –чо –молоко так горячо.
Чи – чи – чи продавали кирпичи.

VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение пословиц на доске или на карточках.

• За один раз толстое дерево человек не срубит.
• Плотник без топора - что изба без угла.
• Рыбак рыбака видит издалека.
• У умелого человека и долото рыбу ловит.
• Человек без ремесла, как дерево без плодов.
• Умелые руки работы не боятся.
• Знание и ремесло человека красят.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? В каких жизненных ситуациях их можно применить? Поставьте знак ударения в словах пословиц. Какие словарные слова встретили в пословицах? (Человек, топор, работы.)
- Какие слова встретили на правописание безударного гласного звука в слове?
- Подчеркните слова, которые обозначают действие. (Работа ведется с комментированием вслух.)
- Как вы понимаете смысл пословицы «Делу время, а потехе час»?
2. Фонетическая зарядка.
 Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)
3. Кто больше слов запомнит со звуком [ч'].
Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаевничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок.
Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком:
 Чуть чижику. Чуть-чуть чибису. Чуток чирку. Чечётке чуточку.
Чудное чаепитие! (Л. Яхнин)
- Прочитайте слова вверху с.6. Подчеркните в них сочетание ЧК
 Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.
 Запишем в тетради:
Речка, ручка, тучка, лисички
- Составьте с этими словами предложения.
4. Игра «Горка».
5. Письмо в «Прописи» на с. 28 букв Ч, ч, слов «туча», «учу» после анализа. Запись предложений.
6. Звук заблудился.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.
7. Слоговой аукцион.
Продолжите слова:
чи… (-жик) ча… (-шка) че… (-ловек)
чер… (-теж) пач… (-ка) реч… (-ка)
свеч… (-ка)
8. Кто больше?
 Придумайте слова, где звук [ч'] стоит в конце. (Грач, врач, плач, мяч, луч, печь, ночь, калач, сургуч, течь, сечь, речь.)
 У кого кто? Как называются детеныши животных?
у зайца – … (зайчонок)
у кролика – … (крольчонок)
у белки – … (бельчонок)
у галки – … (галчонок)
- Прочитайте с доски слова: час – часик- часовой; чисто – чистый чистота;
Чудо – чудный – чудеса.
(Учитель повторяет понятие «Родственные лова», учит выделять корень слова – общую часть родственных слов.)
V. Подведение итога урока
- Понравился ли вам урок?
- С какими новыми буквами познакомились? Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы Ч, ч. Какую особенность буквы Ч вы узнали, если рядом есть буквы У или А?
- Кто научился красиво писать новые буквы? А кому понравилось читать новые слова с этими буквами?
- Кому еще хочется поиграть в составление слов с одинаковыми слогами? А кто из вас хотел бы сам составить такие игры для всех нас? Попробуйте, составить такие игры, и мы с вами с удовольствием поиграем на следующем уроке.
Категория: Конспекты занятий | Добавил: naumenkonata (25.06.2016) | Автор: Науменко Н.А.
Просмотров: 1704 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024