Урок Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч'] Задачи: познакомить учащихся с буквами Ч, ч; развивать фонематический слух, логическое мышление; совершенствовать навыки правильного чтения. Обучение УУД: умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы; составлять предложения о литературных героях; списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами ; четко следовать правилам правописания сочетаний с буквами А, И, У (ШИ,ЧА,ЧУ); добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты. Ход урока I. Включение в учебную деятельность - Ребята, отгадайте загадки, а затем скажете, какая общая тема объединяет все слова-отгадки. Семь братцев друг за другом идут. Один другого никогда не обойдет. (Дни недели)
Прошло семь дней – Конец и ей. (Неделя)
Что за братцы? Их пересчитал – Год пропал. Годы идут – А они не растут. Как тех братцев зовут? (Месяцы) - Так какая же тема объединила все эти загадки в одну группу? (Время) - Как вы понимаете смысл слова время? - А какой предмет помогает людям определять время дня, ночи, утра, вечера? (Часы) - Кто из вас уже умеет определять время по часам? - К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет уже сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что нужно отвечать. II. Актуализация знаний - Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он назывался ? («Азбука») - Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки». Посчитайте, сколько всего букв вы изучили. (Мы знаем уже 20 букв.) - Сколько среди них гласных? Назовите их. _ Сколько согласных? Назовите. _ Что вы знаете о согласных буквах? (Примерный ответ. Они обозначают твердые и мягкие согласные звуки, согласные звуки бывают звонкими и глухими. Есть звуки, которые имеют пару, их называют звонкими и глухими парными согласными. Есть звуки, которые обозначают только звонкие звуки, их называют сонорными.) 1. Работа с лентой букв на с. 123 «Русской азбуки»: гласные, обозначающие твердость согласного звука; гласные, обозначающие мягкость согласного звука. Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука? Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука? Какие согласные бывают только звонкими? Как их еще называют? (Сонорные.) Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки? Откройте учебник на с. 124-125. Вы видите русский алфавит. Найдите и подчеркните те буквы, которые вы уже изучили. Сколько букв осталось неподчеркнутыми? Что обозначают рисунки под буквами? 2. Чтение текста «Подарки к празднику», с. 122. Поставьте вопросы к первому предложению. (Кто приготовил подарки для ребят из детского сада?) Как по-другому можно поставить вопрос? (Для кого приготовили подарки первоклассники?) Поставьте вопросы к другим предложениям. Открой учебник на с. 126. Авторы предлагают вам проверить свои знания и оценить свои достижения. Слушайте утверждения, если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, не кладите ничего. (Учитель читает утверждения.) - Сколько кружков вы отложили? Мы с вами повторили все, что вы узнали , пока работали по первой части «Азбуки». А теперь мы ее от ложим в сторону и перед собой положим вторую часть. III. Постановка целей и определение темы урока Чем мы пишем? (Ручкой.) Проводится звуко-буквенный анализ слова «ручка». Мой веселый звонкий мяч, Ты куда несешься вскачь? Белый, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. О чем это стихотворение? Проводится звуко-буквенный анализ слова «мяч». Какой новый звук услышали? (Учитель подводит уч-ся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.) - А как вы думаете, почему мы с вами сегодня урок начали с разговора о времени и часах? (Часы – слышим в начале слова звук [ч’].) IV. Работа по теме урока 1. Знакомство со звуком [ч'] - Теперь мы будем работать с частью 2 «Азбука» .На с. 5 в красной рамке нарисован мяч. Проанализируйте это слово. Какие звуки в нем есть? - С какого звука начинаем произносить слово «мяч»? Звук [ч'] всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает. Произнесите этот звук еще раз. Что можно еще сказать о нем? (Глухой звук.) Кто из вас любит играть в мяч? Какие игры с мячом вы знаете? Какие спортивные игры с мячом вы знаете? 2. Знакомство с буквами Ч, ч. На что похожа буква Ч? Ч мы пишем как четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. В. Степанов Первой букве в слове «чтение» – Букве Ч мое почтение. Е. Тарлапан. 3. Чтение слогов слияния. Напишите строчную букву ч на с. 27 Прописей. Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву А. В этом случае нельзя писать букву Я, так как звук [ч'] и так всегда мягкий. А в слоге чу пишется всегда У. - Напишите слоги и слова на с.27 Прописей - Прочитай правило внизу с. 5 учебника. Правила вы должны запоминать и помнить всегда, когда пишете со слогами ЧА, ЧУ. - Рассмотрите иллюстрацию на с.4 «Азбуки». Можно ли этот рисунок разделить на две части? Почему? ( Одна часть отражает старину, а другая современность) 4. Беседа о часах. Учитель может организовать выставку часов. - Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? (Солнечными, песочными, водяными, механическими, цветочными.) - А теперь какие виды часов используют? - Прочитайте стихотворение–загадку под иллюстрацией. О чем в ней говорится? - Прочитайте текст на с. 5. Как вы его озаглавите? - Каково основное назначение часов? На какие 2 группы по назначению делятся часы? Какие часы чаще всего носят люди с собой? Что общее должно быть у всех часов? (Они должны точно показывать текущее время.)
- Поговорим о смысловом значении слова «часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, но немного отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но они стоят на месте. (В. Орлов) - Объясните о каких часах говорят: спешат, идут, стоят. (Запись предложений со словом «часы» после анализа) Часы идут точно. У Никиты на руке часы. - У кого из вас дома есть часы? А почему часы пользуются такой популярностью? Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? Если у нас не будет часов, мы не сможет знать время, и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени. Отгадайте загадки автора А. Кочергиной. Какие дни недели вы знаете? В какие дни недели вы не посещаете школу? Кто знает, сколько месяцев в году? А кто знает названия всех месяцев по порядку? В каком месяце вы пришли учиться в первый раз в первый класс?
V. Развитие речевого аппарата 1.Дыхательная гимнастика 1. Повторить упражнение "Спущенная шина" – ш – ш – ш – ш…. 2. Разучить упражнение "Тишина". Исходное положение "сидя". Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч - ч -ч…]. Артикуляционная разминка 1. Повторить упражнение "Оскал". 2. Разучить упражнение "Достать языком подбородок". Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку. Вернуть в исходное положение. Работа над дикцией Чистоговорка: Ча – ча – ча – горит в комнате свеча. Чу – чу –чу –есть я больше не хочу. Чо – чо –чо –молоко так горячо. Чи – чи – чи продавали кирпичи.
VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока 1. Чтение пословиц на доске или на карточках.
• За один раз толстое дерево человек не срубит. • Плотник без топора - что изба без угла. • Рыбак рыбака видит издалека. • У умелого человека и долото рыбу ловит. • Человек без ремесла, как дерево без плодов. • Умелые руки работы не боятся. • Знание и ремесло человека красят.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? В каких жизненных ситуациях их можно применить? Поставьте знак ударения в словах пословиц. Какие словарные слова встретили в пословицах? (Человек, топор, работы.) - Какие слова встретили на правописание безударного гласного звука в слове? - Подчеркните слова, которые обозначают действие. (Работа ведется с комментированием вслух.) - Как вы понимаете смысл пословицы «Делу время, а потехе час»? 2. Фонетическая зарядка. Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.) 3. Кто больше слов запомнит со звуком [ч']. Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаевничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком: Чуть чижику. Чуть-чуть чибису. Чуток чирку. Чечётке чуточку. Чудное чаепитие! (Л. Яхнин) - Прочитайте слова вверху с.6. Подчеркните в них сочетание ЧК Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку. Запишем в тетради: Речка, ручка, тучка, лисички - Составьте с этими словами предложения. 4. Игра «Горка». 5. Письмо в «Прописи» на с. 28 букв Ч, ч, слов «туча», «учу» после анализа. Запись предложений. 6. Звук заблудился. На болоте нет дорог. Я по кошкам (кочкам) скок да скок! Наевшись рыбы до отвала, На море гайка (чайка) отдыхала. Волкам и беркутам на страх Кабан (чабан) пасет овец в горах. Синеет море перед вами, Летают майки (чайки) над волнами. 7. Слоговой аукцион. Продолжите слова: чи… (-жик) ча… (-шка) че… (-ловек) чер… (-теж) пач… (-ка) реч… (-ка) свеч… (-ка) 8. Кто больше? Придумайте слова, где звук [ч'] стоит в конце. (Грач, врач, плач, мяч, луч, печь, ночь, калач, сургуч, течь, сечь, речь.) У кого кто? Как называются детеныши животных? у зайца – … (зайчонок) у кролика – … (крольчонок) у белки – … (бельчонок) у галки – … (галчонок) - Прочитайте с доски слова: час – часик- часовой; чисто – чистый чистота; Чудо – чудный – чудеса. (Учитель повторяет понятие «Родственные лова», учит выделять корень слова – общую часть родственных слов.) V. Подведение итога урока - Понравился ли вам урок? - С какими новыми буквами познакомились? Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы Ч, ч. Какую особенность буквы Ч вы узнали, если рядом есть буквы У или А? - Кто научился красиво писать новые буквы? А кому понравилось читать новые слова с этими буквами? - Кому еще хочется поиграть в составление слов с одинаковыми слогами? А кто из вас хотел бы сам составить такие игры для всех нас? Попробуйте, составить такие игры, и мы с вами с удовольствием поиграем на следующем уроке.