I. Входная диагностика.
|
– Мы начинаем изучать первую историческую эпоху. По оглавлению
учебника определите, как она называется.
Фиксирует на доске.
Первобытный мир (2 млн – 5 тыс.
лет назад).
– По названию параграфов предположите, о чём мы будем говорить на этих уроках.
– В первой главе мы узнаем о том,
как зарождалось человеческое общество.
– Используя словарь, объясните, что
такое общество и на какие сферы
жизни принято делить все действия
людей. 1
– Дома вам предлагалось нарисовать
схему «История общества», поделитесь своими наработками. 1
Вместе с учениками определяет,
у кого получилась наиболее точная и
оригинальная схема. 1
– Обратите внимание, на с. 16 помещена хронологическая таблица. Выделенные понятия и даты необходимо запомнить.
|
– «Первобытный мир».
– Судя по названиям параграфов,
мы узнаем о том, как появились первые люди, что они умели делать, чем
занимались, во что верили.
Объясняют, используя словарь.
Желающие выходят к доске и демонстрируют свои работы. 1
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, обобщать.
Коммуникативные УУД
1. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
|
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
|
– Мы начинаем изучать историю человеческого общества, то время, когда
на Земле всё происходило впервые.
– Давайте узнаем, какой вопрос задал Антошка Археологу и Источниковеду.
– Открываем с. 18, начинаем читать
диалог главных героев. 2
– Какой вопрос задал Антошка?
– Прочитайте, что ответил Источниковед.
Фиксирует на доске ключевыми словами.
Источниковед:
Религиозная точка зрения о возникновении человека.
– Читаем дальше.
– Какие факты привёл Археолог? 2
Фиксирует на доске.
Археолог:
Научная точка зрения о появлении человека на Земле.
– Сравните ответы Источниковеда и
Археолога на вопрос Антошки. Какое
наблюдается противоречие? Какой
возникает вопрос? 1
Фиксирует на доске.
Проблема:
Как и с какого события
началась история человечества?
|
– С чего начинается история?
Читают слова Источниковеда:
«Согласно тексту Библии …» и до слов: «…иносказательно».
– Источниковед сказал, что согласно Библии история начинается с того момента, когда Господь Бог создал
человека.
Читают слова Археолога: «Собранные учёными факты …».
– Археолог придерживается научной точки зрения о происхождении
человека от обезьяноподобных животных.
Формулируют вопрос (учебную
проблему) в различных вариантах. 1
|
Познавательные УУД
2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).
|
IV. Актуализация знаний. Планирование деятельности.
|
– Чем человек отличается от животных?
– Каковы признаки человеческого общества?
Если ребята затрудняются назвать ключевой признак (взаимосвязь людей), можно обратиться к определению «что такое общество» и заострить внимание на признаках: «совместная жизнь и деятельность
по принятым правилам и законам».
Или задать вопрос: «Могут ли люди
отдельно ДРУГ ОТ ДРУГА существовать в обществе?»
– Вспомните из предыдущих уроков,
что помогает нам узнать о событиях
прошлого?
– Перечислите несколько видов исторических источников, которые могут найти археологи, свидетельствующих о деятельности первых людей.
– Как можно их датировать? 3
– Рассмотрите иллюстрации на с. 19,
20, 21. Кто на них изображён?
– Сравните внешний вид этих существ. Чем похожи и чем отличаются? 4
– Что нам надо узнать, чтобы найти
решение проблемы? 3
|
– У человека развиты мышление и речь.
– В обществе все люди связаны друг с другом.
– Исторические источники могут быть вещественными, письменными, устными.
– Это могут быть вещественные источники – например, человеческие
кости, какие-то орудия; письменные – например, какие-нибудь рисунки на стене пещеры.
– Надо отметить, в каком слое земли найден предмет и, используя радиоуглеродный метод, определить дату происхождения находки.
Сравнивают рисунки, приходят к выводу, что первобытные люди напоминали обезьян.
– Нам надо узнать, как обезьяны превращались в людей.
|
3. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную нформацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
4. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ).
3. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ.
|
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
VI.
Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Домашнее задание.
|
Один из вариантов урока.
В процессе работы с текстом параграфа предлагается заполнить таблицу (см. ниже в конспекте).
После выполнения данного задания можно организовать оценивание (алгоритм самооценки). 5 ТОУУ
Алгоритм действий. 3
1) Работаем по тексту всего параграфа.
2) Читаем каждый абзац текста с описанием живых существ.
3) Выделяем информацию о том, какими умениями они обладали, сравниваем с признаками животного и человека.
4) Заносим сведения в соответствующую графу таблицы.
5) Определяем, можно ли их считать людьми, а их объединение – обществом.
6) Определяем по карте места обитания. Заносим в соответствующую графу таблицы.
Перед тем как работать с текстом, рекомендуется проговорить алгоритм обучения монологической речи в процессе ответов на продуктивные вопросы (учебник, с. 5).
– Сравните описание живых существ. Выделите общее и различное. 4
– Кого из живых существ можно
считать человеком?
Другой вариант этапа.
Класс делим на 6 групп. 2
Представитель от каждой группы
по жребию получает листок с описанием одной из групп живых существ и их изображением.
А также план исследования:
1) Распределите работу в группе.
2) Прочитайте текст и выделите в нём умения, которыми обладали (для каждой группы вписано своё название изучаемого объекта), например, дриопитеки. Найдите на карте места обитания.
3) Сравните умения живого существа с полезн. признаками человека и признаками общества.
4) Договоритесь в группе и сделайте вывод, можно ли их считать людьми, а их объединения – обществом.
5) Запишите ваши сведения на листах ключевыми словами.
6) Договоритесь в группе, кто будет представлять проект.
Остальные ученики записывают
ключевые слова себе в тетрадь.
– Исходя из того, что мы узнали, объясните, как появились первые люди.
– Эти изменения можно объяснить с научной точки зрения, следовательно, версия о происхождении человека от обезьяны научно доказана.
– Но мы с вами в начале урока выдвинули ещё одну версию – «божественную».
– Обсудите в парах – есть ли противоречие между религией и наукой по вопросу о происхождении человеческого общества? 2
(См. учебник, с. 22.)
– Свой ответ начните словами:
«Я считаю… потому что…
– Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? 5
– О чём мы говорили на уроке?
Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте название следующего
параграфа.
– Почему авторы именно так его назвали?
– Дома проверьте свои предположения, прочитав §2, а чтобы лучше
усвоить следующую тему, ответьте на вопросы.
|
– Общее: все живые существа, кроме «человека разумного», напоминают обезьян. Различное: увеличение мозга и умений.
– «Человека разумного», так как он умел изготавливать необходимые для жизни орудия. «Человек разумный» произошёл от наиболее развитых групп «древнейших людей», у которых наблюдались признаки звуковой речи.
Выполняют задание.
Проверка задания.
Один ученик от каждой группы выходит к доске и представляет свой
проект. Картинку с изображением живого
существа прикрепляет на карте в том месте, где оно обитало.
Листок с ключевыми словами прикрепляется на заранее заготовленной «ленте времени».
– Первые люди появились в результате развития обезьяноподобных существ, т.е. формирования у них человеческих признаков.
Ответы могут быть самые разные, главное, чтобы ребята постарались объяснить своё мнение.
– История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды
обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».
Могут прозвучать разные варианты, например: «Происхождение человеческого общества», «Появление
первых людей на Земле».
Главное, чтобы не искажался смысл темы.
– «Первые шаги разума».
Высказывают свои предположения.
Записывают д.з.
|
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки.
ТОУУ
2. Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
5. Делать выводы.
|