Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 18.04.2024, 07:38


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Урок истории в 5 классе "Первая историческая эпоха"

Модуль 1. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Главными целями изучения данного модуля являются:

Линия 3. Историческое мышление.

Научить определять причины и следствия изменений, происходящих в обществе с начала истории человечества.

Пользуясь достижениями современного общества, научить выявлять истоки изменений в первых открытиях, изобретениях, правилах наших

далёких предков.

Тема 1. Первобытный мир.

Урок 3. Первые люди.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять происхождение первых людей и зарождение человеческого общества, связывая в целостную картину различные

факты и понятия первобытной истории.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить находить и определять варианты причин и следствий эволюционного развития обезьяноподобных животных к «человеку разумному» – первому виду современных людей.

Линии 4–5. Нравственное гражданско-патриотическое и культурное самоопределение.

Научить определять своё отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека.

Обязательный минимум содержания: появление вида «человек умелый» (более 2 млн лет назад) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный» (100 тыс. лет назад).

 

 

План урока:

I. Проблема урока: как и с какого события началась история человечества?

II. Поиск решения проблемы.

От животной стаи к человеческому обществу: признаки животного, признаки человека (мышление, речь), признаки общества (связь людей).

Примерный вывод по проблеме: в результате изменения природных условий обезьяноподобные существа были вынуждены приспосабливаться к окружающей среде, приобретая со временем полезные признаки, схожие с человеческими. Это привело к физиологическим и умственным изменениям в коре головного мозга живых существ. Так происходило эволюционное развитие обезьяноподобных животных в первобытных людей. С появлением нового вида «древнейших людей» –

«человека разумного» – начинается история человеческого общества.

 

 

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

 

I. Входная диагностика.

– Мы начинаем изучать первую историческую эпоху. По оглавлению

учебника определите, как она называется.

Фиксирует на доске.

Первобытный мир (2 млн – 5 тыс.

лет назад).

– По названию параграфов предположите, о чём мы будем говорить на этих уроках.

– В первой главе мы узнаем о том,

как зарождалось человеческое общество.

– Используя словарь, объясните, что

такое общество и на какие сферы

жизни принято делить все действия

людей. 1

– Дома вам предлагалось нарисовать

схему «История общества», поделитесь своими наработками. 1

Вместе с учениками определяет,

у кого получилась наиболее точная и

оригинальная схема. 1

– Обратите внимание, на с. 16 помещена хронологическая таблица. Выделенные понятия и даты необходимо запомнить.

 

 

– «Первобытный мир».

 

 

 

 

– Судя по названиям параграфов,

мы узнаем о том, как появились первые люди, что они умели делать, чем

занимались, во что верили.

 

 

Объясняют, используя словарь.

 

 

Желающие выходят к доске и демонстрируют свои работы.  1

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, обобщать.

 

Коммуникативные УУД

1. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

 

 

 

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Мы начинаем изучать историю человеческого общества, то время, когда

на Земле всё происходило впервые.

– Давайте узнаем, какой вопрос задал Антошка Археологу и Источниковеду.

– Открываем с. 18, начинаем читать

диалог главных героев. 2

 

 

– Какой вопрос задал Антошка?

– Прочитайте, что ответил Источниковед.

Фиксирует на доске ключевыми словами.

Источниковед:

Религиозная точка зрения о возникновении человека.

– Читаем дальше.

– Какие факты привёл Археолог?  2

Фиксирует на доске.

Археолог:

Научная точка зрения о появлении человека на Земле.

– Сравните ответы Источниковеда и

Археолога на вопрос Антошки. Какое

наблюдается противоречие? Какой

возникает вопрос?   1

Фиксирует на доске.

Проблема:

Как и с какого события

началась история человечества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– С чего начинается история?

Читают слова Источниковеда:

«Согласно тексту Библии …» и до слов: «…иносказательно».

– Источниковед сказал, что согласно Библии история начинается с того момента, когда Господь Бог создал

человека.

Читают слова Археолога: «Собранные учёными факты …».

– Археолог придерживается научной точки зрения о происхождении

человека от обезьяноподобных животных.

 

 

 

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в различных вариантах. 1

 

 

Познавательные УУД

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

 

III. Версии.

 

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы? 2

Фиксирует на доске от проблемы

стрелками ключевые слова версий

(выделенные самими авторами версий).

 

 

1) Божественная (человека создал

Господь Бог).

2) Научная (человек произошёл от

обезьяны).

– Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

 

 

Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая, даже абсурдная).

 

2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

 

IV. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

 

– Чем человек отличается от животных?

– Каковы признаки человеческого общества?

Если ребята затрудняются назвать ключевой признак (взаимосвязь людей), можно обратиться к определению «что такое общество» и заострить внимание на признаках: «совместная жизнь и деятельность

по принятым правилам и законам».

Или задать вопрос: «Могут ли люди

отдельно ДРУГ ОТ ДРУГА существовать в обществе?»

– Вспомните из предыдущих уроков,

что помогает нам узнать о событиях

прошлого?

– Перечислите несколько видов исторических источников, которые могут найти археологи, свидетельствующих о деятельности первых людей.

– Как можно их датировать? 3

– Рассмотрите иллюстрации на с. 19,

20, 21. Кто на них изображён?

– Сравните внешний вид этих существ. Чем похожи и чем отличаются?   4

 

– Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы? 3

 

– У человека развиты мышление и речь.

– В обществе все люди связаны друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Исторические источники могут быть вещественными, письменными, устными.

– Это могут быть  вещественные источники – например, человеческие

кости, какие-то орудия; письменные – например, какие-нибудь рисунки на стене пещеры.

– Надо отметить, в каком слое земли найден предмет и, используя радиоуглеродный метод, определить дату происхождения находки.

Сравнивают рисунки, приходят к выводу, что первобытные люди напоминали обезьян.

– Нам надо узнать, как обезьяны превращались в людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную нформацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

4. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ).

3. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ.

 

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из вариантов урока.

В процессе работы с текстом параграфа предлагается заполнить таблицу (см. ниже в конспекте).

После выполнения данного задания можно организовать оценивание (алгоритм самооценки).     5     ТОУУ

 

Алгоритм действий.  3

1) Работаем по тексту всего параграфа.

2) Читаем каждый абзац текста с описанием живых существ.

3) Выделяем информацию о том, какими умениями они обладали, сравниваем с признаками животного и человека.

4) Заносим сведения в соответствующую графу таблицы.

5) Определяем, можно ли их считать людьми, а их объединение – обществом.

6) Определяем по карте места обитания. Заносим в соответствующую графу таблицы.

Перед тем как работать с текстом, рекомендуется проговорить алгоритм обучения монологической речи в процессе ответов на продуктивные вопросы (учебник, с. 5).

– Сравните описание живых существ. Выделите общее и различное.     4

 

 

 

 

– Кого из живых существ можно

считать человеком?

 

 

Другой вариант этапа.

Класс делим на 6 групп.   2

Представитель от каждой группы

по жребию получает листок с описанием одной из групп живых существ и их изображением.

А также план исследования:

1) Распределите работу в группе.

2) Прочитайте текст и выделите в нём умения, которыми обладали (для каждой группы вписано своё название изучаемого объекта), например, дриопитеки. Найдите на карте места обитания.

3) Сравните умения живого существа с полезн. признаками человека и признаками общества.

4) Договоритесь в группе и сделайте вывод, можно ли их считать людьми, а их объединения – обществом.

5) Запишите ваши сведения на листах ключевыми словами.

 

6) Договоритесь в группе, кто будет представлять проект.

Остальные ученики записывают

ключевые слова себе в тетрадь.

– Исходя из того, что мы узнали, объясните, как появились первые люди.

 

 

 

 

– Эти изменения можно объяснить с научной точки зрения, следовательно, версия о происхождении человека от обезьяны научно доказана.

– Но мы с вами в начале урока выдвинули ещё одну версию – «божественную».

– Обсудите в парах – есть ли противоречие между религией и наукой по вопросу о происхождении человеческого общества?  2

(См. учебник, с. 22.)

– Свой ответ начните словами:

«Я считаю… потому что…

 

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?   5

– О чём мы говорили на уроке?

Сформулируйте тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте название следующего

параграфа.

– Почему авторы именно так его назвали?

 

 

– Дома проверьте свои предположения, прочитав §2, а чтобы лучше

усвоить следующую тему, ответьте на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Общее: все живые существа, кроме «человека разумного», напоминают обезьян. Различное: увеличение мозга и умений.

 

– «Человека разумного», так как он умел изготавливать необходимые для жизни орудия. «Человек разумный» произошёл от наиболее развитых групп «древнейших людей», у которых наблюдались признаки звуковой речи.

Выполняют задание.

Проверка задания.

Один ученик от каждой группы выходит к доске и представляет свой

проект. Картинку с изображением живого

существа прикрепляет на карте в том месте, где оно обитало.

Листок с ключевыми словами прикрепляется на заранее заготовленной «ленте времени».

 

 

 

 

 

– Первые люди появились в результате развития обезьяноподобных существ, т.е. формирования у них человеческих признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы могут быть самые разные, главное, чтобы ребята постарались объяснить своё мнение.

– История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды

обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».

Могут прозвучать разные варианты, например: «Происхождение человеческого общества», «Появление

первых людей на Земле».

Главное, чтобы не искажался смысл темы.

 

– «Первые шаги разума».

 

Высказывают свои предположения.

 

Записывают д.з.

 

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки.

ТОУУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Делать выводы.

 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Sonya (11.12.2015)
Просмотров: 1223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024