2.ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВЕДЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ 1. Прочитайте слова. Карась, карта, крыло, картуз, корзина, ведро, крыша, квадрат, ребро. Эти слова нужно разделить на три группы по родам (мужской, средний и женский). Прочитайте слова в таблицах А, Б, В. Отметьте плюсом таблицу, в которой слова правильно разделены на группы. Таблица А МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД карась картуз крыша карта корзина квадрат крыло ведро ребро
Таблица Б МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД Карась картуз крыша карта корзина ребро крыло квадрат ведро
Таблица В МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД карась картуз квадрат крыша карта корзина крыло ведро ребро 3. ВЫБОР ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ
• Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕРЕЗ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ Определение понятия является логическим действием, направленным на раскрытие содержания понятия. Это логическое действие состоит из нескольких операций: 1) Отнесение объекта к роду. 2) Обобщение и ограничение понятий. 3) Выделение видового отличия. 4) Определение через род и видовое отличие.
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К РОДУ • Заполните таблицы с озаглавленными столбцами, обозначающими родовые понятия. Слова для заполнения находятся под таблицей. В каждом столбике должно быть по три слова. Цветы Деревья Кусты Травы
Слова для справок: ракита, крапива, ромашка, смородина, верба, нарцисс, крыжовник, папирус, боярышник, кедр, тростник, маргаритка.
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Произвести обобщение понятия — значит подобрать к нему подчиняющее его более широкое (родовое) понятие. Например, обобщить понятие «персик» — это найти к нему родовое понятие «фрукт». Произвести ограничение понятия — значит подобрать к нему подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, ограничить понятие «персик» — это подобрать к нему видовое понятие «незрелый персик». • Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого понятия (в скобках слева) предлагается на выбор четыре понятия, среди которых вам следует выбрать родовые и видовые и записать их в нужное место в таблице. (Ружье) — патрон, оружие, охотничье ружье, выстрел. (Трамвай) — транспорт, рельсы, пассажиры, красный трамвай. (Груша) — крупная груша, варенье, корзина, фрукт. (Крапива) — трава, роса, растение, зеленая крапива. (Обруч) — игрушка, красный обруч, ракетка, игра.
Видовые понятия Заданные понятия Родовые понятия ружье трамвай крапива груша обруч
ВЫДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО ОТЛИЧИЯ Заполните таблицы, подбирая нужные слова-понятия из слов для справок, находящихся под таблицами. Родовое понятие Видовые отличия
для занятий спортом для жителей Севера для кавалеристов валяная на кожаной подошве Обувь
Слова для справок: кроссовки, торбаса, ботфорты, бурки. Родовое понятие Видовые отличия
для тенниса для велосипедистов для лыжных гонок для прыжков
Спортивная площадка
Слова для справок: корт, трек, трасса, трамплин.
Родовое понятие Видовые отличия
ударный духовой струнный клавишный
Музыкальный инструмент Слова для справок: барабан, труба, контрабас, рояль. Родовое понятие Видовые отличия
мебель для школы для хранения посуды для книг Для отдыха
Слова для справок: парта, сервант, этажерка, кровать.
Родовое понятие Видовые отличия
для измельчения продуктов для жарки для жидкостей для горячих блюд
Посуда Слова для справок: терка, сковорода, канистра, горшок.
Родовое понятие Видовые отличия
для тенниса для бокса для гимнастики для фехтования
Спортивное оборудование Слова для справок: ракетка, груша, брусья, рапира.
Родовое понятие Видовые отличия
для измерения температуры для освещения для очистки воздуха для измерения давления воздуха
Прибор
Слова для справок: термометр, кондиционер, прожектор, барометр.
Родовое понятие Видовые отличия
для строгания для закручивания шурупов для рубки дров для просверливания отверстий
Инструмент
Слова для справок: рубанок, отвертка, топор, сверло.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ
• Вставьте нужные слова в предложения. а) Пирамидка — это ______________ изготовленная из дерева Этажерка — это __________________ для книг. Ракетка — это ______________________________ для тенниса. Сковорода — это ______________________________ для жарки.
Слова для справок: мебель, игрушка, спортивный инвентарь, посуда.
б) ____________________ — это одежда для теплой погоды. ____________________ — это спортивный снаряд для занятий боксом. _____________________ — это инструмент для работы в саду. _____________________ - это деталь автомобиля.
Слова для справок: грабли, фара, груша, куртка.
• Заполните таблицы.
Р А Обрамление картины или стекла Р А Повреждение тела Р А Степень, разряд Р А Невольница Р А Кушанье из овощей Р А Узкая полоска кожи по краям обуви
Р О Цветок с ароматным запахом Р О Небольшой, чаще лиственный лес Р О Воинское подразделение Р О Атмосферная влага, осаждающаяся мелкими каплями Р О Равносторонний четырехугольник без прямых углов
Р У Драгоценный камень красного цвета Р У Денежная единица в России Часть одежды Р У Огнестрельное оружие Р У Материал, свернутый в трубку Р У Труба для усиления звука
Р А Жилище зверя Р А Часть дерева, покрывающая ствол и ветви Р А Часть автомобиля для освещения дороги Р А Зверек, обитающий близ воды Р А Осенний цветок Р А Оконная занавеска Р А Жилище собаки Р О Емкость для жидкостей и сыпучих веществ Р О водоем Р О Вид городского транспорта Р О Часть тела животных и человека Р О Газированный напиток
Р Помещение для стрельбы в цель Р Изделие из молока Р Газ, образующийся из жидкости при ее нагревании Р Геометрическое тело
Р Животное с ценным мехом Р Хищное животное семейства кошачьих Р Хвойное дерево Р Небольшое, обычно складное опахало Р Крупный дикий лесной бык
РАЗЛИЧЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАЗНОРОДНЫХ ПОНЯТИЙ
• Прочитайте каждую строчку в таблице А и найдите среди четыре слов одно «лишнее», не подходящее к остальным словам, понятие. Занесите номер этого слова в таблицу Б под номером строки.(или раскрасьте) Таблица А
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ • Соберите пары слов, объединенных в отношение «целое—часть». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие «целое», обведите красным цветом.
• Укажите целое, частью которого являются следующие слова. Воротник - ___________________________________________________________ Кора - _______________________________________________________________ Стручок - ____________________________________________________________ Гроздь – _____________________________________________________________ Матрас - _____________________________________________________________ Поршень - ____________________________________________________________ Марка - ______________________________________________________________ Сторона - _____________________________________________________________ Корка - _______________________________________________________________ Экран - _________________________________________________________________ Струна - _________________________________________________________________
Пользуйтесь словами для справок: рубашка, кедр, горох, виноград, кровать, мотор, конверт, квадрат, арбуз, телевизор, гитара.
ОТНОШЕНИЕ РЯДОПОЛОЖНОСТИ Соберите пары слов, объединенных в отношение рядоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.
граната гимнастерка трус отвертка картечь бра
мундир старшина патронташ прапорщик торшер кобура
В рядах слов подчеркните понятия, находящиеся в отношениях рядоположности. 1. Роза, трава, растение, ромашка, парк: 2. Рак, рыба, краб, раковина, озеро. 3. Муравей, трава, накомарник, муравейник, комар. 4. Зеркало, рубашка, карман, рукав, гардероб. 5. Прибор, температура, барометр, градус, 6. Просо, рожь, борона, трактор, работа. 7. Ведро, помидор, огород, изгородь, огурцы. 8. Город, кормушка, ворон, забор, воробей, 9. Африка, зебра, жираф, зоопарк, корм. 10. Горб, верблюд, Каракумы, груз, шерсть. ОТНОШЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Соберите пары слов, объединенных в отношение противоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. грусть, храбрец, вечером , прощай, радость, дурно, вражда, трус, дружба , хорошо, утром, здравствуй
ОТНОШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ • Соберите пары слов, объединенных в функциональные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. зоопарк , трамвай , карта, космодром, ружье, груздь, география, тир, носорог, огород, корзина, город, топор, морковь, ракета, дрова.
• Соберите пары слов. объединенных в отношение последовательности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие предыдущие события, обведите зеленым цветом; слова, обозначающие последующие события, обведите красным цветом. Первый, завтра, вчера, февраль, второй, перемена, урок, март
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ • Определите тип отношений между первым и вторым словом. Подберите четвертое слово таким образом, чтобы между третьим и четвертым словом был установлен тот же тип отношений. Например: Сковорода — картошка = кружка — кефир Корова — рога = карась — Радость — грусть = храбрость — Перо — страус = мотор — Ураган — шторм = сурок — Огород — помидор = цирк — Корка — арбуз = перо — Трамвай — город = кедр — Астра — маргаритка = рак — Мотор - поршень = ружье — дирижер — фрак = офицер — Строить — разрушать = радоваться — Первый — второй = февраль —
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ И МЕТАФОР
ПОДБОР НУЖНОГО ТОЛКОВАНИЯ К ЗАДАННОМУ ФРАЗЕОЛОГИЗМУ • Прочитайте устойчивые выражения. Объясните их смысл с помощью слов для справок. Какой? Какая? Каков? За словом в карман не лезет _________________________________________________ Золотые руки ______________________________________________________________ Подбитый ветром __________________________________________________________ Первый сорт ______________________________________________________________ Пороха не выдумает ________________________________________________________ На дороге не валяется _______________________________________________________ Слова для справок: находчивый, лучший в своем деле, холодный (об одежде), хороший, несообразительный, ценный.
Как? Засучив рукава ____________________________________________________________ Из рук в руки _____________________________________________________________ Из рук вон плохо __________________________________________________________ Как баран на новые ворота __________________________________________________ Как из ведра ______________________________________________________________ Как гром среди ясного неба _________________________________________________ Как на пожар _____________________________________________________________ Как об стенку горох ________________________________________________________ Как на корове седло ________________________________________________________ Денег куры не клюют _______________________________________________________ Не в бровь, а в глаз _________________________________________________________ На всех парусах ____________________________________________________________ От корки до корки __________________________________________________________ Положа руку на сердце _____________________________________________________ Слова для справок: старательно, непосредственно, очень плохо, с сильным удивлением, очень сильно (о дожде), неожиданно, очень быстро, всё равно, некрасиво (об одежде), очень много, точно, быстро, полностью, искренне.
Что делать? Что сделать? Ударить по рукам __________________________________________________________ Биться, как рыба об лед _____________________________________________________ Взять голыми руками _______________________________________________________ Брать на буксир ____________________________________________________________ Брать на карандаш _________________________________________________________ Бросить перчатку___________________________________________________________ Зарыдать в три ручья _______________________________________________________ Вгонять в краску ___________________________________________________________ Встретиться на узкой дорожке _______________________________________________ Вылететь в трубу __________________________________________________________ Слова для справок: договориться, нуждаться, легко досталось, помогать, следить за кем-либо, вызвать на соревнование, сильно заплакать, стыдить, разориться. Кто? Белая ворона ______________________________________________________________ Казанская сирота ___________________________________________________________ Мастер на все руки _________________________________________________________ Ни рыба ни мясо ___________________________________________________________ Правая рука _______________________________________________________________ Не от мира сего ________________________________________ Слова для справок: отличающийся от всех человек; притворщик; умелец; не обладающий способностями; главный помощник, странный, ведущий себя иначе человек.
Что? Проба пера ________________________________________________________________ История с географией _______________________________________________________ Слова для справок: первая печатная работа; что-то непонятное.
УЗНАВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ
• Какие фразеологизмы изображены в прямом смысле? Объясните переносный смысл каждого изображенного фразеологизма.