Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 28.03.2024, 20:51


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Автоматизация звука "Р".Формирование лексико-грамматических категорий
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р»
Формирование лексико-грамматических категорий.
Закирова Н.С.
учитель-логопед
МБОУ «Гимназия №18»
1. ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К КЛАССУ.
Прочитайте слова.
Радость, расческа, рагу, радио, район, ракета, рак, ралли, растение, рать, рожь, роль, рыба, пюре, реле, равнина.
• Назовите существительные 1-го склонения.
• Назовите существительные 2-го склонения.
• Назовите существительные З-го склонения.
• Назовите несклоняемые существительные.
• Прочитайте слова.
Рукавицы, рукава, ворота, равнодушие, куранты, радио, радуга, рок, рога, родня, рой, рот, рысь, ромбы, грабли.
• Назовите слова, употребляющиеся только во множественном числе.
• Назовите слова, употребляющиеся только в единственном числе.
• Назовите слова, стоящие в единственном числе.
• Назовите слова, стоящие во множественном числе.
• Прочитайте слова.
Сорока, комар, корова, тарань, воробей, зубр, таракан, ёрш, карп, куропатка, шершень, крыса, дрозд, сверчок, выдра, сардина.
• Назовите птиц.
• Назовите рыб.
• Назовите зверей.
• Назовите насекомых.

2.ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВЕДЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
1. Прочитайте слова.
Карась, карта, крыло, картуз, корзина, ведро, крыша, квадрат, ребро.
Эти слова нужно разделить на три группы по родам (мужской, средний и женский). Прочитайте слова в таблицах А, Б, В. Отметьте плюсом таблицу, в которой слова правильно разделены на группы.
Таблица А
МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД
карась
картуз
крыша
карта
корзина
квадрат
крыло
ведро
ребро

Таблица Б
МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД
Карась
картуз
крыша
карта
корзина
ребро
крыло
квадрат
ведро

Таблица В
МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД
карась
картуз
квадрат крыша
карта
корзина крыло
ведро
ребро
3. ВЫБОР ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ

• Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу.

Трамвай, трактор, метро, экскаватор, бульдозер, троллейбус.






Топор, борона, серп, рубанок, грабли, отвертка.






Фуражка, бурка, фрак, тюрбан, сомбреро, тужурка.






4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕРЕЗ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ
Определение понятия является логическим действием, направленным на раскрытие содержания понятия. Это логическое действие состоит из нескольких операций:
1) Отнесение объекта к роду.
2) Обобщение и ограничение понятий.
3) Выделение видового отличия.
4) Определение через род и видовое отличие.

ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К РОДУ
• Заполните таблицы с озаглавленными столбцами, обозначающими родовые понятия. Слова для заполнения находятся под таблицей. В каждом столбике должно быть по три слова.
Цветы Деревья Кусты Травы




Слова для справок: ракита, крапива, ромашка, смородина, верба, нарцисс, крыжовник, папирус, боярышник, кедр, тростник, маргаритка.

ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Произвести обобщение понятия — значит подобрать к нему подчиняющее его более широкое (родовое) понятие. Например, обобщить понятие «персик» — это найти к нему родовое понятие «фрукт».
Произвести ограничение понятия — значит подобрать к нему подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, ограничить понятие «персик» — это подобрать к нему видовое понятие «незрелый персик».
• Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого понятия (в скобках слева) предлагается на выбор четыре понятия, среди которых вам следует выбрать родовые и видовые и записать их в нужное место в таблице.
(Ружье) — патрон, оружие, охотничье ружье, выстрел.
(Трамвай) — транспорт, рельсы, пассажиры, красный трамвай.
(Груша) — крупная груша, варенье, корзина, фрукт.
(Крапива) — трава, роса, растение, зеленая крапива.
(Обруч) — игрушка, красный обруч, ракетка, игра.

Видовые понятия Заданные понятия Родовые понятия
ружье
трамвай
крапива
груша
обруч

ВЫДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО ОТЛИЧИЯ
Заполните таблицы, подбирая нужные слова-понятия из слов для справок, находящихся под таблицами.
Родовое понятие Видовые отличия

для занятий спортом
для жителей Севера
для кавалеристов
валяная на
кожаной
подошве
Обувь

Слова для справок: кроссовки, торбаса, ботфорты, бурки.
Родовое понятие Видовые отличия

для тенниса
для велосипедистов
для лыжных гонок
для прыжков

Спортивная площадка

Слова для справок: корт, трек, трасса, трамплин.

Родовое понятие Видовые отличия

ударный
духовой
струнный
клавишный

Музыкальный инструмент
Слова для справок: барабан, труба, контрабас, рояль.
Родовое понятие Видовые отличия

мебель
для школы
для хранения
посуды для книг Для отдыха

Слова для справок: парта, сервант, этажерка, кровать.

Родовое понятие Видовые отличия

для измельчения продуктов
для жарки
для жидкостей
для горячих
блюд

Посуда
Слова для справок: терка, сковорода, канистра, горшок.

Родовое понятие Видовые отличия

для тенниса
для бокса
для гимнастики
для фехтования

Спортивное
оборудование
Слова для справок: ракетка, груша, брусья, рапира.

Родовое понятие Видовые отличия

для измерения
температуры
для освещения
для очистки воздуха для измерения
давления воздуха

Прибор

Слова для справок: термометр, кондиционер, прожектор, барометр.

Родовое понятие Видовые отличия

для строгания
для закручивания шурупов
для рубки дров
для просверливания отверстий

Инструмент


Слова для справок: рубанок, отвертка, топор, сверло.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ

• Вставьте нужные слова в предложения.
а) Пирамидка — это ______________ изготовленная из дерева
Этажерка — это __________________ для книг.
Ракетка — это ______________________________ для тенниса.
Сковорода — это ______________________________ для жарки.

Слова для справок: мебель, игрушка, спортивный инвентарь, посуда.

б)
____________________ — это одежда для теплой погоды.
____________________ — это спортивный снаряд для занятий боксом.
_____________________ — это инструмент для работы в саду.
_____________________ - это деталь автомобиля.

Слова для справок: грабли, фара, груша, куртка.

• Заполните таблицы.

Р А Обрамление картины или стекла
Р А Повреждение тела
Р А Степень, разряд
Р А Невольница
Р А Кушанье из овощей
Р А Узкая полоска кожи по краям обуви

Р О Цветок с ароматным запахом
Р О Небольшой, чаще лиственный лес
Р О Воинское подразделение
Р О Атмосферная влага, осаждающаяся мелкими каплями
Р О Равносторонний четырехугольник без прямых углов

Р У Драгоценный камень красного цвета
Р У Денежная единица в России Часть одежды
Р У Огнестрельное оружие
Р У Материал, свернутый в трубку
Р У Труба для усиления звука

Р А Жилище зверя
Р А Часть дерева, покрывающая ствол и ветви
Р А Часть автомобиля для освещения дороги
Р А Зверек, обитающий близ воды
Р А Осенний цветок
Р А Оконная занавеска
Р А Жилище собаки
Р О Емкость для жидкостей и сыпучих веществ
Р О водоем
Р О Вид городского транспорта
Р О Часть тела животных и человека
Р О Газированный напиток

Р Помещение для стрельбы в цель
Р Изделие из молока
Р Газ, образующийся из жидкости при ее нагревании
Р Геометрическое тело

Р Животное с ценным мехом
Р Хищное животное семейства кошачьих
Р Хвойное дерево
Р Небольшое, обычно складное опахало
Р Крупный дикий лесной бык

РАЗЛИЧЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАЗНОРОДНЫХ ПОНЯТИЙ

• Прочитайте каждую строчку в таблице А и найдите среди четыре слов одно «лишнее», не подходящее к остальным словам, понятие. Занесите номер этого слова в таблицу Б под номером строки.(или раскрасьте)
Таблица А


п/п 1 2 3 4
1 роза крапива астра орхидея
2 карп карась осетр жабры
3 трактор фара мотор тормоз
4 ворона сорока комар воробей
5 мухомор боровик груздь рыжик
6 рожь помидор просо кукуруза
7 тростник аир папирус ромашка
8 верба чинара виноград ракита
9 петрушка крыжовник смородина виноград
10 горох черника укроп петрушка
11 персик инжир брусника груша
12 шорты Мундир гимнастерка бурка
13 карабин рапира ружье браунинг
14 Трамвай экскаватор грейдер бульдозер
15 бурав сверло топор коловорот
16 арба тарантас трамвай Дрожки
17 кирпич гранит гравий мрамор
18 веранда крыша крыльцо терраса
19 радуга ветер шторм ураган
20 торф керосин дрова гравий
21 сыр зефир кефир творог
22 мороженое сырок бутерброд йогурт
23 бутерброд гамбургер чизбургер йогурт
24 ватрушка пирожок пирог коржик

Таблица Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ
• Соберите пары слов, объединенных в отношение «целое—часть». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие «целое», обведите красным цветом.


КРЫЛО
РОТА
РОГА
КАРАСЬ
КОРОВА
КУРОК
ПЕРО
АРМИЯ
КАРАБИН
РУЖЬЕ
ЖАБРЫ
ЗАТВОР


• Укажите целое, частью которого являются следующие слова.
Воротник - ___________________________________________________________
Кора - _______________________________________________________________
Стручок - ____________________________________________________________
Гроздь – _____________________________________________________________
Матрас - _____________________________________________________________
Поршень - ____________________________________________________________
Марка - ______________________________________________________________
Сторона - _____________________________________________________________
Корка - _______________________________________________________________
Экран - _________________________________________________________________
Струна - _________________________________________________________________

Пользуйтесь словами для справок: рубашка, кедр, горох, виноград, кровать, мотор, конверт, квадрат, арбуз, телевизор, гитара.

ОТНОШЕНИЕ РЯДОПОЛОЖНОСТИ
Соберите пары слов, объединенных в отношение рядоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

граната
гимнастерка
трус
отвертка
картечь
бра

мундир
старшина
патронташ
прапорщик
торшер
кобура


В рядах слов подчеркните понятия, находящиеся в отношениях рядоположности.
1. Роза, трава, растение, ромашка, парк:
2. Рак, рыба, краб, раковина, озеро.
3. Муравей, трава, накомарник, муравейник, комар.
4. Зеркало, рубашка, карман, рукав, гардероб.
5. Прибор, температура, барометр, градус,
6. Просо, рожь, борона, трактор, работа.
7. Ведро, помидор, огород, изгородь, огурцы.
8. Город, кормушка, ворон, забор, воробей,
9. Африка, зебра, жираф, зоопарк, корм.
10. Горб, верблюд, Каракумы, груз, шерсть.
ОТНОШЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Соберите пары слов, объединенных в отношение противоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.
грусть, храбрец, вечером , прощай, радость, дурно, вражда, трус, дружба , хорошо, утром, здравствуй

ОТНОШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
• Соберите пары слов, объединенных в функциональные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.
зоопарк , трамвай , карта, космодром, ружье, груздь, география, тир, носорог, огород,
корзина, город, топор, морковь, ракета, дрова.

• Соберите пары слов. объединенных в отношение последовательности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие предыдущие события, обведите зеленым цветом; слова, обозначающие последующие события, обведите красным цветом.
Первый, завтра, вчера, февраль, второй, перемена, урок, март

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
• Определите тип отношений между первым и вторым словом. Подберите четвертое слово таким образом, чтобы между третьим и четвертым словом был установлен тот же тип отношений.
Например: Сковорода — картошка = кружка — кефир
Корова — рога = карась —
Радость — грусть = храбрость —
Перо — страус = мотор —
Ураган — шторм = сурок —
Огород — помидор = цирк —
Корка — арбуз = перо —
Трамвай — город = кедр —
Астра — маргаритка = рак —
Мотор - поршень = ружье —
дирижер — фрак = офицер —
Строить — разрушать = радоваться —
Первый — второй = февраль —

ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ И МЕТАФОР

ПОДБОР НУЖНОГО ТОЛКОВАНИЯ К ЗАДАННОМУ ФРАЗЕОЛОГИЗМУ
• Прочитайте устойчивые выражения. Объясните их смысл с помощью слов для справок.
Какой? Какая? Каков?
За словом в карман не лезет _________________________________________________
Золотые руки ______________________________________________________________
Подбитый ветром __________________________________________________________
Первый сорт ______________________________________________________________
Пороха не выдумает ________________________________________________________
На дороге не валяется _______________________________________________________
Слова для справок: находчивый, лучший в своем деле, холодный (об одежде), хороший, несообразительный, ценный.

Как?
Засучив рукава ____________________________________________________________
Из рук в руки _____________________________________________________________
Из рук вон плохо __________________________________________________________
Как баран на новые ворота __________________________________________________
Как из ведра ______________________________________________________________
Как гром среди ясного неба _________________________________________________
Как на пожар _____________________________________________________________
Как об стенку горох ________________________________________________________
Как на корове седло ________________________________________________________
Денег куры не клюют _______________________________________________________
Не в бровь, а в глаз _________________________________________________________
На всех парусах ____________________________________________________________
От корки до корки __________________________________________________________
Положа руку на сердце _____________________________________________________
Слова для справок: старательно, непосредственно, очень плохо, с сильным удивлением, очень сильно (о дожде), неожиданно, очень быстро, всё равно, некрасиво (об одежде), очень много, точно, быстро, полностью, искренне.

Что делать? Что сделать?
Ударить по рукам __________________________________________________________
Биться, как рыба об лед _____________________________________________________
Взять голыми руками _______________________________________________________
Брать на буксир ____________________________________________________________
Брать на карандаш _________________________________________________________
Бросить перчатку___________________________________________________________
Зарыдать в три ручья _______________________________________________________
Вгонять в краску ___________________________________________________________
Встретиться на узкой дорожке _______________________________________________
Вылететь в трубу __________________________________________________________
Слова для справок: договориться, нуждаться, легко досталось, помогать, следить за кем-либо, вызвать на соревнование, сильно заплакать, стыдить, разориться.
Кто?
Белая ворона ______________________________________________________________
Казанская сирота ___________________________________________________________
Мастер на все руки _________________________________________________________
Ни рыба ни мясо ___________________________________________________________
Правая рука _______________________________________________________________
Не от мира сего ________________________________________
Слова для справок: отличающийся от всех человек; притворщик; умелец; не обладающий способностями; главный помощник, странный, ведущий себя иначе человек.

Что?
Проба пера ________________________________________________________________
История с географией _______________________________________________________
Слова для справок: первая печатная работа; что-то непонятное.

УЗНАВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

• Какие фразеологизмы изображены в прямом смысле? Объясните переносный смысл каждого изображенного фразеологизма.
Категория: Методические разработки | Добавил: nzakir (22.12.2015) | Автор: Закирова Н.С.
Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024