В поисках подхода к организации коррекционного обучения в школе и в детском саду я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик последних лет. В частности, А.В. Ястребова выделяет основную тенденцию современного обучения – побуждение детей к речемыслительной активности.
Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает комуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания школьников и дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.
Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Современные нейропсихологические исследования показывают, что без ритма распадается любое действие. Моторная природа чувства ритма даёт возможность вызвать у детей ответную реакцию на воздействие посредством специальных упражнений. Ритм – слушание, ритм – говорение, ритм – письмо: эти звенья цепи элементов логоритмики предлагаю включить в коррекционную работу.
Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду. Однако опыт показывает, что элементы логоритмики можно с успехом применять и в условиях логопедического кабинета в ДОУ и в школе. Особенно актуально использование логоритмических упражнений в группе учащихся с ОНР.
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмических упражнений:
- коррекция и совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие фонематических представлений;
- преодоление нарушений слоговой структуры;
- усвоение трудно запоминающихся графем.
Кроме основных задач, посредством логоритмических упражнений решаются дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.
Классическая схема построения логоритмических занятий включает:
- ритмическую разминку (ходьба, несложные перестроения);
- упражнения (для развития основных сторон внимания, регулирующие мышечный тонус, для развития темпа и ритма, для развития координации движений);
- слушание музыки;
- пение;
- упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения для развития речевых и мимических движений;
- игру.
На логопедических занятиях учителями-логопедами используется отхлопывание ритмического рисунка слова, дирижирование с проговариванием. Эти виды работ также можно отнести к системе логоритмических упражнений. Возможностей использования элементов логоритмики намного больше, особенно, в работе с детьми пяти – семи лет.
В своей логопедической практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.
Вот, например, как строится работа над произношением.
1. «Лошадка стучит копытцами».
Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу.
2. «Пёс рычит».
Логопед показывает картинку с изображением пса, произносит ряд звуков, ребёнок проговаривает по подражанию: «р-р р-р-р».
После постановки звука и автоматизации изолированного произношения приступаем к автоматизации данного звука в слогах.
3. «Ворона и лисица».
На карточке изображён сюжет басни: с одной стороны изображена лиса, с другой ворона. Ребёнок проговаривает нужные слоги и пальцами продвигается вдоль карточки: «ли-ли-ли…» или «са-са-са…». Под сопровождение ритмичной мелодии проговариваем слоги. Можно их пропеть.
4. «По следам кошки».
Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.
5. «Дорожка слов».
Для автоматизации звука в словах учащиеся продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… ». Это упражнение выполняется после проговаривания по повторению.
6. Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Примерный речевой материал:
ра-ра-ра – нам домой уже пора ка-га-ка – мне нужна сейчас мука
ла-ля-ла – быстро крутится юла ги-ки-ги – испекли мы пироги
фе-ве-фе – посижу я на софе ке-ге-ке – всё вокруг у нас в муке
кой-кой-кой – мы любуемся рекой га-ка-га – хочешь, Галя, пирога
Тук да тук:
Дятел сел на толстый сук.
Тук да тук:
Всем друзьям своим на юг.
7. Стихи можно произносить речитативом, а можно петь под музыкальное сопровождение:
Лы-лы-лы, лы-лы-лы Ла-ла-ла, ла-ла-ла
Забивали мы голы. Не заметили стекла.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу Лу-лу-лу, лу-лу-лу
Возле окон на полу. Мы не били по стеклу.
С целью закрепления звукопроизношения мы используем песни: «Во поле берёза стояла», «Жили у бабуси», «Ах вы сени», «Я на горку шла».
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры.
1. На подготовительном этапе необходимо подвести детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа включает различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, сравнение ритмов и другие виды заданий. Детей обучают неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
2. Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного. Предлагаются следующие задания:
- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;
- Логопед отстукивает ритм, а ребёнок произносит гласные в соответствии с этим ритмом: а-аа; аа-а.
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;
- Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;
- Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;
- Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.
Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица)
На даче в лесу жили разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)
Прицепившись к задней шине мишка едет на … (машине)
А рядом бегемотики схватились за … (животики)
Ёлка, ёлка, ёлочка - колкая … (иголочка)
И рыщут по дороге слоны и … (носороги)
- Использование «кнопок» - опор для самостоятельного деления слова на слоги и проговаривания. «Кнопки» расположены под картинкой. Дети прикасается к опорам и одновременно проговаривает слово по слогам.
- Игра «Займи своё место».
Дети делают круг. Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка с номером. Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Дети проговаривают слово в порядке нумерации. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.
Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях.
ААА ААА ААА та ту атлас-атлас Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу.
(На ударном слоге наклонить голову, стукнуть молоточком).
Упражнения выполняются с отхлопываниями. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой весёлый звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой. (С. Маршак)
Работа над развитием графо-моторных навыков
1. Детям интересно одновременно слушать мелодии, писать и танцевать. Зарисовка песенок и ритмов помогает сформировать важные для письма умения: видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму.
2. Работа над усвоением трудно запоминающихся графем.
Часто дети с ОНР испытывают затруднения в написании букв. Монотонные однообразные задания выполнять не интересно. Особенно утомительно написание целых строчек букв или элементов букв. В данном случае применение логоритмики во время письма позволяет внести в упражнение живость и положительный эмоциональный настрой. Упражняясь в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству необходимо вести ручку плавно и слушать ритм. Упражняясь в написании букв необходимо выполнять инструкции предыдущего упражнения и проговаривать соответствующий звук. Выполняется упражнение в нескольких вариантах: по образцу, по исходной инструкции, под команду, под счёт и под музыку. Таким образом, закрепляется связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой. Включаются все четыре анализатора.
И У И У И У И У И У И У
Рекомендации.
Устная и письменная речь развивается с помощью элементов логоритмики систематически и максимально в следующих формах:
1. Путём вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения.
2. В ходе разучивания стихов, чистоговорок, песен уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, чёткость произношения.
При использовании элементов логоритмики необходимо учитывать следующие рекомендации:
- выполнять упражнения с чёткой артикуляцией;
- равномерно распределять вдох и выдох;
- соблюдать умеренный и медленный темп;
- синхронизировать произношение и движение;
- упражнения сочетать со словесным объяснением;
материал подавать наглядно поэтапно.
Список используемой литературы.
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
Новотворцева Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.
Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение, 1991.
Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. М.: ЗАО Издательство Центр – полиграф, 2002.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
|