Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов
План - конспекта урока разработала и провела учитель начальных классов Шеховцова Людмила Дмитриевна
Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов
Цели: 1) продолжить формировать представление о способах проверки безударных гласных в корне слова и умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов; 2) развивать орфографическую зоркость, навыки комментированного письма, навыки коллективной и самостоятельной работы; 3) совершенствовать навыки каллиграфического письма; 4) продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 5) воспитывать внимание, старание, трудолюбие; 6) развивать у ребенка чувства доброго, прекрасного.
Ход урока
I. Организационное начало «Долгожданный дан звонок – Начинается урок» II. Проверка домашнего задания (упр. 217, с.95 (Д.М.)) 1. Устный самодиктант Ученики называют слова из домашнего упражнения и поясняют, почему написали данную гласную в корне. Образец рассуждения: (произносит) мор-ска-я. - В корне –мор- я написал гласную О, так как подобрал однокоренные : слова море, заморский, в них гласный в корне ударный (и т.д.) 2. Вывод (!) – Какое правило применяли, выполняя домашнее задание? (Правило на стр. 127 учебника «Русский язык») III. Запись предложений под диктовку (с комментированием) Знания делают человека сильным. Знай больше, а говори меньше. - Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Обозначьте изученные орфограммы. - Какие слова легко было писать, а какие сложно? Почему? - Эти предложения будут девизом нашего урока. IV. Минутка чистописания - Какие гласные встретились в написанных предложениях? - Сегодня мы вспомним написание строчных гласных о а и е в написании, которых есть одинаковые элементы. - Что еще можно сказать про эти гласные? (Они дружат. Мы слышим звук один, а букву, согласно правилу, пишем другую). «В жизни трудящихся звуков Разное может случиться: Могут они оказаться В слабой и сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется». (На доске подсказка – схемы-человечки гласных ударных и безударных) V. Словарная работа и введение в тему урока. 1. Знакомство с новым словом Послушайте. «Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая, не то, что на других деревьях. Приложи к коре ладошку. Чувствуешь, какая она гладкая, шелковистая? Подними голову – увидишь гибкие ветви с маленькими красивыми листочками. А между ними – сережки, сережки…» (По Кучнеевой и В. Жарову). - О каком дереве вы услышали? - По каким признакам его узнали? (Ответы детей) - Правильно. Береза – исконно русское слово. Береза – символ красоты русской природы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку (открыть «Чудо дерево». На стволе слово береза). 2. Запись в тетрадях. Словарь береза 3. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Послушайте стихотворение А. Прокофьева (и музыкальное сопровождение).
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками С зелеными сережками. Люблю ее, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую…
4. Работа с «Чудо деревом» Подбираем однокоренные слова. Называем ударную и безударную гласную. Словарь: береза, березонька, подберезовик, березовый. 5. Выделение корня. 6. – Почему эти слова нужно запомнить? (Нельзя проверить безударную гласную) VI. Сообщение темы и целей урока. - Так, что мы должны запомнить все слова с безударными гласными в корне? (Нет). - А как же тогда быть? (Ответы детей) - Правильно. Чтобы решить эту проблему, мы научимся проверять безударную гласную в корне слова и находить среди однокоренных слов проверочные слова. А для этого составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова». (- Но сначала давайте отдохнем). VII. Физкультминутка «Буратино» «Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки надо стать». VIII. Объяснение нового материала. 1. Составление алгоритма «Проверка безударной гласной в корне слова». - С чего мы начинаем работу над словом? (произносим, ставим ударение и определяем безударную гласную в корне).
- Что нужно выяснить? Какой вопрос можем поставить? - Если «Да», то что? - Если «Нет»? 2. Практическая работа Отгадайте загадки, придуманные вами к уроку чтения. А чтобы правильно записать отгадку, воспользуйтесь алгоритмом и карточкой-подсказкой (на карточке подсказке группа однокоренных слов). (Карточки-отгадки прикрепляются к доске). 1) «Днем спит, Ночью летает, Прохожих пугает» (Сова) (Карточка-подсказка: совы, совята, совушка)
Сова-совы, совушка 2) «Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться, Любит хитрая … (лисица). (Карточка-подсказка: лис, лисонька, лисенок, лисий)
Лисица-лисонька, лисий 3) Моя загадка «И малы мы, и удалы, Сквозь землю проросли, Свои шапочки нашли. Друг пред другом красовались И в корзинку к вам попались». (Грибы) (Карточка-подсказка: гриб, грибной (суп), грибница)
Грибы-гриб
IX. Первичное закрепление 1. Самостоятельная работа по вариантам Стр. 128, упр. 220 X. Итог урока - Проанализируйте свою работу на уроке. - Что удалось? Что не удалось? Почему? Попробуйте объяснить. - Над чем еще нужно работать? - Ребята, посмотрите, сколько мы сегодня говорили о природе, о красоте русской природы. А сегодня, 22 марта, - христианский праздник «Сороки». У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок - столько и жаворонков.
Подснежники
Плакала снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там где шла и плакала, Трогая березы, Выросли подснежники – Снегурочкины слезы (Т. Белозеров) - Составление узора «Мое настроение»
XI. Задание на дом: расскажите родителям о нашем уроке, что больше всего понравилось, запомнилось и сделайте рисунок о нашем уроке.