Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:06


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Методическая копилка [3]Полезные файлы [55]
Аттестация [1]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Полезные файлы

Сочинение-описание по картине. Учитель-логопед МБОУ "ОО Каплинская школа" Шипилова Е.Н.
[ Скачать с сервера (1.92Mb) ] 28.02.2014, 20:48
Речь является основой всякой умственной деятельности. Показатель умственного развития ученика – логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика.
Письменная форма речи наиболее трудная. В тексте все предложения должны быть связаны между собой, одно следовать из другого, то есть стоять в определённом порядке (см. «Зимние забавы»). Этому научить очень трудно. Когда ребёнок умеет сравнивать, классифицировать, обобщать признаки, можно говорить о логической чёткости и доказательности его речи.
Большую роль в развитии речи учащихся отводят работе по картинам. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
1. повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
2. повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
3. описание картины.

Остановимся на третьем виде сочинения. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; в-четвёртых, идейный смысл, «настроение» картины.
Первые сочинения по картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе (элементы описания картины возможны в I – II классах). В I классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность, воображение детей. Практикуется такой вид работы, как тренировочные упражнения. Для тренировочных упражнений у каждого ученика есть своя небольшая тетрадь, где он пишет небольшие сочинения-описания какого-либо предмета (5 предложений). Эту работу можно проводить на улице, на переменах, иногда дети пишут их дома, когда у них есть свободное время, выбирая тему самостоятельно.

Работа над сочинением по картине может складываться по-разному, в зависимости от системы, в которой обучаются дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. Каждый учитель вправе организовывать для детей такую работу над картиной, которую он считает необходимой и нужной для данного класса и уровня.
Традиционно эту работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг (обучающая презентация слайд № 2,3).
Затем предлагается рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах (слайд №7).
Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ (слайд №9). Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание. Вопросы логопеда сосредотачивают внимание детей на содержании картины, на характеристике персонажей, побуждают подбирать разные определения и употреблять различные слова, что, в конечном итоге, влияет на связность их высказываний. (Н-р: какая кошка? какие котята? чем они похожи? а чем отличаются) Это заставляет присмотреться более подробно к картине. («Опишите характер каждого»). Вопросы заставляют задумываться о чертах характера. Наводящие вопросы необходимы для активизации прошлого опыта и опоры на него.
При рассматривании картины задания, направленные на развитие связной речи, тесно связаны со словарной работой (слайд №11). Дети, составляя описательные рассказы должны пользоваться точным и разнообразным словарём, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве (н-р: Опишите предметы на переднем плане картины, на заднем плане, справа, слева. Слева от… виднеется… Прямо перед нами изображены… На переднем плане художник пишет… Задний план занимает… Вдалеке открывается…)
Обязательно использование и объяснение многозначности слов (река замёрзла, девочка замёрзла; машина идёт, снег идёт), сравнений, антонимов и синонимов, объяснение образных выражений (золотые руки, белоручка) (слайд №13).
Словарные упражнения и точно поставленные вопросы направлены на то, чтобы научить детей распространённым ответам, использованию характеристик для формирования самостоятельного высказывания ( н-р: Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст. Художник (живописец, автор) выделил какую-либо фигуру… Какой-либо предмет…. (каким –либо цветом…, композиционно...)
Постепенно дети должны научиться придумывать своё название, предысторию, продолжение, описывать внешний вид персонажей, давать им характеристики. Давая названия картине и сравнивая с данным названием, мы, тем самым, учим видеть содержание и тему. Заглавие должно должно не только соответствовать содержанию, но и охватывать всё содержание ( н-р: Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины. Художник (живописец, автор) обратился к какому-либо изображению… К какому-либо эпизоду… К какой-либо сказке…
Совершенствованию умения рассказывать по картинам помогают следующие приёмы:
- Составление коллективного рассказа (начало даёт логопед, концовку – дети; или начинает 1 ребёнок, продолжает – другой, третий – придумывает, что было с героями раньше, четвёртый – описывает поступки и характеры, пятый – приключения, которые могли бы произойти).
- Важно научить не только описывать, что происходит на картине, но и воображать предыдущие и последующие события (могут быть предложены несколько вопросов, намечающих сюжетную линию рассказа. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Только что свершилось… недавно случилось… лишь только отшумела… как только закончилась…. после какого-либо события произошло… скоро появится…. еще не случилось, но уже…).
- Учить видеть и оценивать содержание, форму рассказа, точные и удачные или неудачные слова и обороты.
- Выделять и характеризовать существенное и развивать умение придумывать названия картине.
- Наряду с выделением существенного учить выделять детали, фон пейзаж, состоянию погоды или предполагаемые характеристики героев (н-р: Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние).
- Учить давать оценку: что понравилось, что запомнилось (Выразите свое отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина. Художник (живописец, автор) добивается какого-либо настроения… точности изображения… ясности композиционного построения… (противопоставлением каких-либо цветов… благодаря какому-либо контрасту…).
Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно), вводятся слова-помощники (клеше) (слайд № 15).
Фразы-помощники: Словарь:
"художник изобразил..." художник - живописец - мастер кисти - автор
"детали сюжета позволяют понять..." картина - полотно - репродукция
"колорит картины..." изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал
"краски создают ощущение..." тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление
"создается настроение..."

Таким образом, урок строится по следующей схеме:
1. Краткая вступительная беседа.
2. Самостоятельное рассматривание картины.
3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.
4. Составление плана сочинения.
5. Устный рассказ по картине.
6. Сочинение.
Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания.
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов: «Передо мной картина (художника) (название картины)». Вывод сочинения не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части. Написать в выводах сочинения надо о том, понравилась ли картина или нет? Почему?

Литература

1. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
2. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М., 1973.
3. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. – М., 1974.
4. Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.
5. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
6. Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.
7. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. – М., 1953.
8. Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
9. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
10. Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.
11. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. - М., 1982.
12. А.Г.Калюкина. Об опыте детского творчества. «Начальная школа», №12, 2000
13. Л.Б.Константинова. Развитие творческих способностей младших школьников. «Начальная школа», №7, 2000.
14. Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 10. – 1995. –с. 47-49.
15. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985
16. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.
17. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.
18. М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах; М., ACADEMA, 2000
19. И.В.Мартынова. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. «Начальная школа», №4, 2001
20.В. Милешкина. О развитии письменной речи. http://www.redline.ru/papers/septfirst/4895/02.html
21. Н.Н.Нуруллина. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», №3, 1998
22.Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
23.Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.
24. Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.
25. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.
26. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! - № классах // Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.
27. Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
28. Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.
29.Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.
30.Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. – М., 1976.

Как научить ребенка писать сочинения?
(Рекомендации родителям)
1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери - они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного "подтолкните" его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте "медвежьей услуги".
2. Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение - это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют "умные" фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

Как писать сочинение по картине?
(Рекомендации ученику)
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей.
- Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть.
- Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины.
- Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины.
- Важный элемент описания – цветовые особенности картины. А еще – как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению.
- Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение.
- Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."
- Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Памятка-шпаргалка
- Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
- Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
- Какие краски использует художник?
- Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
- Составь план описания картины.
- Подбери подходящий эпиграф.
- Напиши сочинение.
- Проверь себя, дай проверить взрослому.
- Используй слова-помощники:

Фразы-помощники: Словарь:
"художник изобразил..." художник - живописец - мастер кисти - автор
"детали сюжета позволяют понять..." картина - полотно - репродукция
"колорит картины..." изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал
"краски создают ощущение..." тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление
"создается настроение..."
Категория: Полезные файлы | Добавил: shipelena
Просмотров: 1202 | Загрузок: 72 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016