Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 23.11.2017, 16:02


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [55]
Методические разработки [62]
Программы, дидактические игры
Доклады [67]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 371
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ И РТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ И РТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Задача современной школы, работающей по стандартам нового поколения, заключается в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие творческих способностей, умение нестандартно мыслить. Главной целью традиционного образования в начальной школе было обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Важнейшей целью современной системы образования является применение инновационных технологий для формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.
Большие возможности в этом отношении имеет технология ТРИЗ, которая способствует формированию креативных умений младших школьников. Необходимо отметить, что система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) не является новой в образовании. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начата Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, но ее использование направлено на формирование качеств мышления, которые развивают креативность, или «творческость», — способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Применяя в педагогической практике технологию ТРИЗ, одним из направлений которой является формирование умений работать быстро и продуктивно, воспроизводить идеи, выражать собственные мысли (беглость); выдвижение множества мыслей, число новых нетипичных подходов к решению проблем (гибкость); умение нестандартно думать, придумывать необычные способы и методы решения проблемы (оригинальность), формируются такие креативные умения, как выдвижение большого количество разных идей, умение брать ответственность за нестандартную позицию, отстаивать мнение, содействующее решению проблемы.
Для организации учебного процесса по осуществлению применения технологии ТРИЗ на уроках и во внеурочной деятельности и для активного включения учащихся в творческую деятельность, систематически проводятся уроки и внеурочные занятия в нестандартной форме.
Таблица № 1 – Формы проведения уроков и занятий внеурочной деятельности
Урочная деятельность Внеурочная деятельность
урок-сказка, урок-сюрприз, мозговая атака, урок творчества, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок фантазирования, урок открытых мыслей, урок-викторина, имитационно-ролевое моделирование. деловая игра, ролевая игра, исполнение сказочного сюжета, игра «Волшебный конверт», «Круглый стол», «виртуальная» экскурсия, дидактический театр, путешествие.

Нестандартная форма урока и внеурочного занятия – это интересное, необычное предоставление материала. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально и креативно мыслить. Дети, занимающие по ТРИЗ, практически с первых уроков отказываются принимать готовые истины.
Примеры применения методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Метод «Да-нетка». Тема урока: «Буква Я, я.». Учитель загадывает букву. Варианты вопросов детей:
 Эта буква, обозначает согласные звуки?
 Эта буква может обозначать два звука? …
Этот метод можно использовать при изучении всего алфавита в букварный период. Детям легче запоминать основные характеристики изучаемых букв. Вопросы могут задавать и учитель и дети.
Типовые приемы фантазирования. В основе – активизация мыслительной деятельности младших школьников. Приемы фантазирования очень интересно расписаны у Дж. Родари, которые можно применять на уроках литературного чтения.
«Фантастические гипотезы». (придумывание историй, сюжет которых строится на обсуждении: что было бы, если бы?.. Если бы животные смогли говорить? Если бы ночью светило солнце, а не луна? У детей формируются умения предлагать идеи, версии, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.
«Сказки наизнанку». (характеры героев известной сказки меняются на противоположные). Нужно придумать, как изменится сюжет сказки. (Злая мышка-норушка никого не пустила к себе в теремок, а добрый сильный медведь построил новый большой теремок и пригласил всех к себе жить; волк, которого обхитрили семеро козлят).
«Салат из сказок». Соединение в одной сказке персонажей из разных сказок и придумывание их совместных приключений.
Суть данных методов и приёмов в том, что его применение эффективно для преодоления стереотипов, развития фантазии, творческого воображения, умения выдвигать идеи.
Использование технологии ТРИЗ на уроках и во внеурочной деятельности направлено на то, что знания формируются в результате самостоятельной работы с информацией, а не транслируются от учителя к детям. На сегодняшний день ТРИЗ – это теория сильного мышления, теория управления творческим процессом, доказывающая, что творчеству можно и нужно учить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [текст] / А. Б. Селюцкий - Петрозаводск: Скандинавия, 2010. – 208 с.
2. Гин, С. И. Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ [учебное пособие] / С. И. Гин - М.: Вита-Пресс, 2010. – 142 с.
3. Гин, С. И. ТРИЗ и формирование креативности школьников [учебное пособие]/ С. И. Гин - М.: Вита-Пресс, 2010. – 130 с.
4. Гин, С. И. Мир фантазии [учебное пособие]/ С. И. Гин - М.: Вита-Пресс, 2010. – 128 с.
5. Родари, Дж. Грамматика фантазии [учебное пособие]/ Ю. А. Добровольская - М.: Самокат, 2013. – 240 с.

Источник: http://собственная разработка
Категория: Доклады | Добавил: Valentinapopowa (10.01.2017) | Автор: Попова Валентина Николаевна
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2017