ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Овладение знаниями, умениями и навыками по орфографии лежит в основе успешного усвоения учебных программ по общеобразовательным предметам. Трудности в формировании орфографических навыков сказываются на усвоение не только программного материала по русскому языку и школьной программы в целом, но и на социальной адаптации учеников. Усвоение орфографических знаний, умений и навыков представляет собой сложный, многооперационный, динамический процесс. Успешность его протекания зависит от сложившейся к моменту изучения данного учебного материала «готовности» к усвоению, то есть меры обладания определенными умственными приемами и степени усвоения закономерностей родного языка на практическом уровне. Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.) отмечают, что у школьников с общим недоразвитием речи не сформированы многие речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка. Исходя из этого, процесс формирования орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи состоит из двух взаимосвязанных этапов: 1 этап – развитие речевых и неречевых функций, составляющих базу для успешного овладения орфографией; 2 этап – собственно формирование орфографических навыков. Работа по развитию наиболее значимых речевых и неречевых функций, составляющих базу для успешного овладения орфографией, направлена на: - расширение активного словаря; - развитие грамматического строя речи; - формирование зрительно-пространственных функций; - развитие зрительной и речеслуховой памяти; - развитие ручной моторики; - развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи; - формирование умений языкового анализа, синтеза, представлений. Реализация описанных направлений работы представляет, по сути, профилактическую работу по предупреждению трудностей в усвоении орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Работа по формированию орфографических навыков строится в соответствии с программой обучения в начальной школе. Опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, Г.С. Сухобской выделены три этапа формирования орфографических навыков. Первый этап: учащиеся выполняют морфологический анализ слова, обозначают орфограмму, определяют вид конкретной орфограммы, и лишь затем осуществляют ее верное написание. Развернутая форма усвоения материала вызвана потребностью младших школьников в теоретическом обосновании выполняемых действий. Выполнение мыслительных операций на этом этапе сопровождаются громкой речью. Школьники на этом этапе нуждаются в наглядной поддержке усваиваемых понятий (схемы, таблицы). Второй этап: в процессе письма схема определения орфограмм значительно сокращается. По мере автоматизации навыка правописания и свертывания всего хода суждений и умозаключений они переходят в план внутренней речи, на невербальный уровень. На этом этапе активно применяется анализ по схеме. Третий этап: школьники перестают использовать наглядные схемы для определения орфограммы, поскольку в них пропадает необходимость. Обоснование рассуждения сокращается. В случае изменения ситуации при выполнении упражнений ребенок возвращается к более развернутым формам рассуждений. Описанный процесс формирования орфографических навыков применим и к младшим школьникам с общим недоразвитием речи. Однако нужно учитывать ряд особенностей развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи. У учеников начальных классов с общим недоразвитием речи навыки автоматизма в письме по правилам вырабатываются с трудом. Школьники не способны в полной мере овладеть системой суждений и умозаключений, изложенных в правиле, и в ряде случаев формально усваивают грамматические признаки орфограмм. Нарушения речевого развития не позволяют учащимся с общим недоразвитием речи запомнить и усвоить операции и способы проверки данных слов. Для школьников с общим недоразвитием речи характерно не только увеличение сроков усвоения орфограмм, но и нарушение всего его хода. В результате предшествующего патологического развития речи, а также несформированности неречевых функций, дети не могут до конца освоить алгоритмы орфографических действий, поэтому некоторые мыслительные операции у них остаются неавтоматизированными. Характеризуя особенности овладения орфографическими навыками детьми с общим недоразвитием речи Л.Г. Парамонова отмечает следующие особенности: - школьники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в подборе однокоренных слов. Это связано с тем, что они обладают бедным словарным запасом и отличаются недостаточно точным пониманием значений слов, что приводит к затруднениям в установлении смысловой связи между родственными словами. Такие дети подбираю проверочные слова чисто формально. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил; - учащиеся с общим недоразвитием речи могут добросовестно выучить правила, но не смогут применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга; - для детей с общим недоразвитием речи в письменной речи характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, так как они не владеют грамматическими нормами языка. Это проявляется в неумении учащихся согласовывать слова между собой. При этом следует учитывать, что наибольшие трудности дети испытывают при усвоении орфограмм, регулируемых морфологическим принципом правописания (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, двойная согласная в простейших словах, парная согласная). Все вышеизложенное делает особо актуальной задачу по формированию орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Литература: 1. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 224 с. 2. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников : учебно-метод. пособ. / И.В. Прищепова. - СПб. : КАРО, 2006 – 240 с. 3. Сухобская, Г.С. Об автоматизации умственных действий (на материале усвоения орфографии / Г.С. Сухобская // Вопросы психология.- 1958.- № 3.- С. 74-86.