Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:17


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Формирование речевого дыхания у детей со стёртой формой дизартрии.
Формирование речевого дыхания у детей со стёртой формой дизартрии.

Подготовила
Черепкова Д.А. учитель-логопед

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности и выразительности. Речевое дыхание - это фундамент для формирования устной речи.
При правильном дыхании возрастает объём лёгких, сила и выносливость двигательных мышц, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание – это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.
Это условие во многих случаях представляет трудность для детей, у которых имеется стёртая форма дизартрии.
С такими детьми надо планомерно работать над дыханием, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным.
Вопросам воспитания речевого выдоха уделяли внимание М.Ф. Фомичева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, А. Максаков и другие.
Задача логопедической работы - систематизировать приемы дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слов и фраз.
Методические рекомендации: при выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3–5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций; не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи вперед при выполнении упражнений. Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки; одежда ребенка не должна стеснять его движения; помещение должно быть хорошо проветренным; осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя; воздух набирать через нос; выдох должен быть длительным и плавным. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного завтрака или обеда. Лучше, если занятия проводятся натощак.

I Этап следует начинать с развития физиологического дыхания.

Цель: научить детей координировать носовой и ротовой выдохи.
Это достигается следующими упражнениями:
1. Вдох и выдох через рот. Вдох глубокий, выдох – длительный. Варианты: вдох через одну ноздрю, выдох через другую, вдох толчком, выдох плавный, вдох обычный, выдох толчками, вдох обычный, выдох с имитацией стона
2. Вдох через нос, выдох через рот. Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный, выдох с усилением в конце
3. Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги. Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный, выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот. Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный, выдох с усилением в конце.
5. Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Если упражнения систематически повторяются, ученик начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать.

II Этап. Развитие речевого дыхания без участия голоса.

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

1. Сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
2. Сдуть ватку;
3. Подуть на султанчики;
4. Погреть ладошки;
5. Подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
6. Задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
7. Сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
8. Подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
9. Подуть в дудочку, свирель, в трубу;
10. Извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
11. Подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
12. Подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
13. Сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Надувать воз¬душные шары и резиновые игрушки мож¬но только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдо¬ха.
После того как у детей будет сформиро¬ван плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, си¬лу, тембр голоса.

IП этап. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале
гласных звуков.

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени¬ем гласных звуков.

Инструкция к выполнению.
Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
1. Произношение гласного звука на вы¬дохе (2-4 раза): а,о,у,ы,э (шепотом, голо¬сом).
2. Произношение двух гласных на од¬ном выдохе (2-4раза):а – э; о –у; и – ы; э- и. (шепотом, голосом).
3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э – о; о - у – и; о -у-а; о-э-ы; а-у-о. (шепотом, голо¬сом).
4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепо¬том, голосом).
5. Произношение гласного ряда на од¬ном выдохе шепотом, голосом.
6. Произношение гласного ряда на од¬ном выдохе со сменой темпа шепотом, го¬лосом.
7. Произношение гласных в звукоподра¬жаниях музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у; кукла плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; ветер (вьюга) воет: у-у-у; девочка плачет: а-а-а.
8. «Эхо». Учеников распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа «Эхо» тихо повторяет их.
Затем группы меняются ролями.
9. «Вьюга». По сигналу «Вьюга на¬чалась» ученики тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

IV Этап. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале
согласных звуков.

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени¬ем согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произно¬шение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)
1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2.Произношение двух согласных на од¬ном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф
3.Произношение трех согласных на од¬ном выдохе: ф - с - ш и др.
4.Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш – х и др.
5.Произношение согласных в звукопод¬ражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор:р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); жи¬вотным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш;
тигр рычит: р-р-р~р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р'Р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с).
6. «Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. Повторить 4-5 раз.
7. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих
руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выды¬хая, произносить; ф-ф~ф-ф-ф (3-4 раза).
8. «Ежик». Сидя на коврике, ноги вмес¬те, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медлен¬ный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф. Выпря¬мить ноги - вдох (4-5раз).
9. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с од¬новременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть впе¬ред) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз),
10. «Шар лопнул». Ноги слегка расста¬вить, руки опустить вниз. Разведение рук
в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш (5-6 раз).
11. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным накло¬ном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туло-вища) (6-8раз).
13. «Регулировщик». Стоя, ноги расстав¬лены на ширину плеч, одна рука поднята
вверх, другая отведена в сторону. Вдох но¬сом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5-6 раз).
14.«Дует ветер».
V Этап. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты го¬лоса.
Инструкция к выполнению. Произне¬сение слов идет на одном выдохе. Удли¬ненный выдох наращивается постепенно.
1. Произнесение ряда слов на одном вы¬дохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; па¬па, пока, кипа, пика и т.д.
2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): поне¬дельник; понедельник, вторник; понедель¬ник, вторник, среда и т.д.
3. Перечисление названий месяцев: ян¬варь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
4. Перечисление времен года: зима; зи¬ма, весна; зима, весна, лето; зима, весна, ле¬то, осень.

VI Этап. Дыхательно-голосовые упражнения на материале
предложений, фраз.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может со¬провождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.
I. Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Логопед проводит беседу по сюжет¬ной картинке, произносит короткую фра¬зу. Первый ребенок повторяет фразу, до¬полняя ее одним словом, второй - еще од¬ним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребе¬нок повторяет фразу, дополняя ее названи¬ем игрушки: «Саша любит дудочку». Лого¬пед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.
Например:
1. Роза пахнет.
2. Роза очень хорошо пахнет.
3. Красная роза очень хорошо пахнет.

Например:
1. Падает снег.
2. Тихо падает снег.
3. Тихо падает белый снег.
4. Тихо падает белый пушистый снег.

II. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)
Какой сегодня день недели? (Сегодня...)
Какой завтра день недели? (Завтра...)
Какой день недели был вчера? (Вчера...)
Сколько всего дней в неделе? (В неде¬ле семь дней: понедельник...)
Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)
Какой второй месяц зимы? (Второй...)
Какой третий месяц зимы? (Третий...)
Сколько всего зимних месяцев? (Все¬ го три зимних месяца: декабрь...)

VII Этап. Дыхательно-голосовые упражнения на материале
пословиц, поговорок, скороговорок.
Цель. Отработка длительного и равномерного распределения выдоха при произнесении скороговорок в спокойном темпе.

• Береги нос в большой мороз
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда
• Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.
• На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
• На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
• Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка..
• Шли семеро стариков (вдох).Говорили старики про горох (вдох).Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох). Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т.д.

VIII Этап. Дыхательно-голосовые упражнения на материале сказок.

Цель. Распределение вдоха на паузах.
Прочитайте русскую народную сказку "Репка"
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

IX Этап. Дыхательно-голосовые упражнения на материале речи с движениями и жестами.

Цель. Воспитание правильно организованного речевого дыхания и координации речи с движениями.

«Хомка»
Хомка, хомка – хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, лапки моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1-2-3-4-5- Хомка хочет сильным стать и 5 получать!

«Апельсин».
Мы делили апельсин, много нас - а он один!
Эта долька для ежа.
Эта долька для стрижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура!
Волк сердит на нас - беда!
Разбегайся кто - куда!
(Ученики выполняют движения, в соответствии с текстом).
Описанные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают новые технологии коррекции речи у детей с дизартрией. Эти упражнения можно отнести к кинезитерапии, т. е. лечение движением.

Литература:
1. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф.Архипова М.: АСТ: Астрель/, 2008.
2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. Нарушение голоса у детей:учеб.-метод. пособие/ О.С. Орлова.- М.: АСТ: Астрель:Транзикнига, 2005.- 125с.
4. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - С.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.- 128с. - (Учебно- методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников")
Категория: Доклады | Добавил: Diana (28.12.2014)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016