Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Понедельник, 15.10.2018, 20:33


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [65]
Программы, дидактические игры
Доклады [69]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 375
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Игротерапия в работе с детьми ОВЗ

Игра для ребенка является не только развлечением, но и самым естественным способом выражения своих чувств, своей личности и своего «Я», эффективным инструментом познания и моделирования окружающего мира. Следовательно, игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней нужно соответствующим образом.
«Игра есть потребность растущего детского организма... Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания ». Н.К. Крупская
«У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра». А.С. Макаренко
Если мы обратимся к словарю, он дает нам точное определение того, что такое игра: «Игра — это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность».
Игра для ребенка является не только развлечением, но и самым естественным способом выражения своих чувств, своей личности и своего «Я», эффективным инструментом познания и моделирования окружающего мира. Следовательно, игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней нужно соответствующим образом.
Игра является основным видом деятельности человека в определенный период его жизни - в детстве, в ту непростую пору, когда идет активное накопление основных знаний об окружающем мире. К важнейшим видам человеческой деятельности кроме игры относят учение и труд. Эти три вида деятельности сопровождают человека с детства до глубокой старости, и последовательно сменяя друг друга, составляют канву человеческой жизни. Они значительно отличаются друг от друга, главным образом по своему конечному результату.
В игре формируются все стороны личности ребенка, развиваются морально-волевые качества и способности, происходит качественное изменение психики, а в результате происходит подготовка ребенка к переходу на более высокую ступень развития личности. Многие выдающиеся личности отмечали важность роли игры в жизни, развитии и воспитании ребенка. Сухомлинский писал в своих трудах: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи¬тельный поток представлений, понятий.»

Значение игры для развития ребенка
Игра - это всегда импровизация. А значит, ребенок в игре не только обучается жизни, сколько уже живет своей истинной жизнью. Основываясь на всех тех огромных воспитательных и обучающих возможностях, которые таит в себе игра, занимая в развитии личности ребенка огромную нишу, и появилась игротерапия, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике.
Естественно, что для достижения разных целей используются разные игры:
♦ игры, развивающие необходимые социальные навыки;
♦ обучающие (дидактические) игры;
♦ игры, развивающие речь (логопедические);
♦ психологически направленные игры, то есть, такие игры, которые помогают ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие его личностное и эмоциональное развитие.
- При этом игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
- Для занятий по игротерапии могут понадобиться не только игрушки, но и пластилин, краски, цветные карандаши, мозаика.
- В игре ребенок комбинирует впечатления от жизни уже накопленным личным опытом.

Из истории игротерапии
Еще в XVIII веке французский мыслитель Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что для того, чтобы понять ребенка, достаточно просто понаблюдать за его игрой. К сожалению, в те времена уровень исследований души был недостаточным для того, что¬бы могло возникнуть отдельное направление, изучающее психику ребенка через его игры. Поэтому современники всерьез к словам мэтра не отнеслись. И лишь только в XX веке, после появления работ Зигмунда Фрейда, психоаналитики стали внимательно присматриваться к детским играм. Их наблюдения показали, что игра может быть великолепным диагностическим, а также терапевтическим (в том числе и самотерапевтическим) средством.

Лечебные игротерапевтические методики.
Игры для лечения активно используются психологами и дефектологами, логопедами. Остановимся на логопедических играх, которые помогают ребенку научиться говорить правильно.

Игра «Кто больше слов придумает»
♦ Игра служит для активизации лексического словаря и автоматизации различных звуков. Для игры понадобятся фанты и мяч.
♦ Взрослый называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых он встречается. Придумав слова, дети встают в круг. Ведущий дает им мяч. Один из играющих бросает мяч другому. Тот, кто поймает мяч, должен сказать слово с загаданным звуком. За это он получит фант.
♦ Тот же из ребят, кто не смог придумать слово (или повторил слово, уже сказанное кем-то), фанта не получает.
♦ Победитель определяется в конце игры по количеству набранных фантов.

Игра «Ж» или «Ш»?
♦ Так же, как и предыдущая, эта игра служит для автоматизации звуков и активизации лексического словаря ребенка.
♦ Для игры понадобятся картинки, в названии которых есть звуки «Ш» или «Ж». При этом педагогу картинки стоит подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию, но нельзя брать такие слова, где звук «ж» стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Автоматизация шипящих звуков: «Ш», «Ч», «Щ».

* Шла с базара кошка, у кошки лукошко.
* Луша у душа мыла шею и уши.
* Хороши в дорожку пирожки с горошком.
* В шалаше шесть шалунов.
* Шила шубку — сшила юбку. Шила шапку — сшила тапку.
* У ежа ежата, А у ужа ужата.

* Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Автоматизация свистящих звуков: «С», «3», «Ц»

* Береги нос в большой мороз.
* На скамейку мама села, справа - Сева, Слава - слева.
* Сене бы, все спать на сене.
* Спит спокойно сытый сом, Смотрит сладко сотый сон.
* Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он осел.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков

— Жили в квартире сорок четыре, Сорок четыре веселых чижа:
— Чиж: — судомойка, чиж — поломойка,
— Чиж — огородник, чиж — водовоз,
— Чиж — за кухарку, чиж — за хозяйку,
— Чиж: — на посылках, чиж: — трубочист.
— Печку топили, кашу варили Сорок четыре веселых чижа.
(С. Маршак)

Категория: Доклады | Добавил: Sonya (05.11.2017)
Просмотров: 2586 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2018