Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 27.04.2024, 01:24


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Использование выразительных средств языка для развития стиля ре-чи у учащихся начальных классов
Сидельникова Н.И.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

Использование выразительных средств языка для развития стиля ре-чи у учащихся начальных классов


Человека уже давно интересует не только что он говорит, но и как он го-ворит. Этим занимается стилистика. Стилистика происходит от слова стиль, которым древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль писате-ля), а также учение о выразительных средствах языка (стилистика языка) и их использование в различных сферах речевого общения (стилистика ре-чи).
Стилистика – манера, способ, особенности речи.
В чем же богатство, красота, выразительность языка? А. Ахматова писала:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль.
И долговечней – царственное слово.
Все проходит – остается слово.
Как слово остается царственным?
Чем оно может привлечь? Образными выражениями, яркостью, соч-ностью.
Сравните:
1. Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
2. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (М. Лермонтов).
Оба предложения содержат одну мысль, но разница громадная. Во втором предложении мы видим живописную картину.
Уже со второго класса на уроках русского языка и чтения я начинаю вводить стилистику языка – объяснять детям выразительные средства язы-ка, учить находить в произведениях поэтов и писателей, а также использо-вать их в устной и письменной речи. Чтобы научить младших школьников использовать выразительные средства языка, я провожу на уроках русско-го языка стилистическую минутку. Сначала мы повторяем выразительные средства языка.
1. Употребление в речи синонимов. Знание синонимических богатств русского языка – необходимое условие речевой культуры человека. Со-став синонимов русского языка изучается уже более 200 лет. Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической сино-нимии. Особую ценность представляют словари синонимов. Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Задача учителя – научить употреблять синонимы по смыслу: в одном случае надо сказать смелый, в другом храбрый, трудить-ся или работать. Объясняю, что писатели работая над лексикой своих произведений, выбирают из множества синонимов то слово, которое верно передает нужный оттенок смысла. Например, А.С. Пушкин в повести «Дубровский» сначала написал: Заметил злобную улыбку врага, но потом заменил синонимами: ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправле-ние сделало высказывание более точным. Чтобы научиться пользоваться в своей речи таким богатством, надо уметь научиться подбирать синонимы, использовать фразеологизмы, выступающие в качестве синонимов. Под-бор синонимов происходит почти на каждом уроке.
2. Яркое выразительное средство в художественной речи – антони-мы, братья – антиподы. Они широко распространены в народном поэти-ческом творчестве, например, в пословицах: ученье свет, а не ученье – тьма. Антонимы способствуют раскрытию противоречивость сущности предметов, они усиливают эмоциональность речи. К ним часто обращают-ся писатели, поэты, публицисты. У С. Есенина: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Стараемся на уроках чаще подбирать анто-нимы. Дети могут сами предложить пары антонимов.
3. Писатели часто обращаются к устаревшим словам как к вырази-тельному средству художественной речи. Интересна история использова-ния старославянской лексики в русской художественной литературе, осо-бенно в поэзии. Стилистические славянизмы составляли значительную часть поэтической лексики в произведениях писателей первой трети XIX века.
Славянизмы, имеющие в русском языке созвучные варианты, прежде всего, неполногласные, были короче русских слов на один слог и исполь-зовались в XVIII-XIX вв. на правах «поэтических вольностей». Со време-нем традиция «поэтических вольностей» преодолевается, но устаревшая лексика привлекает поэтов и писателей как сильное средство экспрессии.
В первой части учебника «Родная речь» помещены произведения по-этов XIX в. Чтобы понять произведение, научиться его выразительно чи-тать, необходимо объяснять учащимся устаревшие слова.
У Тютчева:
«Еще земли печальный вид,
А воздух уж весною дышит
И мертвый в поле стебль колышет...
У И.И. Козлова читаем:
«Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей».
Объясняем, что автор употребил архаизмы, чтобы придать речи воз-вышение, торжественное звучание.
В думе «Иван Сусанин» Рылеев К.Ф. употребляет не только архаиз-мы, но и историзмы, для воссоздания колорита времени, а также способ-ствует воспитанию патриотизма.
Читая эти произведения, былины, ученикам хочется высказать свои мысли, употребляя архаизмы.
Мустакимова Алина написала стихотворение «Богатыри дубы».
Богатыри дубы
Посреди чиста поля,
После сложной борьбы,
Говорят и не спорят:
- Победили мы злейших врагов,
Прозвучали нам песни Богов.
- Впрочем, это неважно.
Мы сражались отважно,
Были в частом дозоре,
Но у нас есть и горе.
Нет осины, березы.
Льются, капают слезы. Не с кем нам поболтать, побеседовать,
Вот ива была бы по соседству тут.
Но стоим одинокие дубы,
Посреди чиста поля, борьбы.
Ученица пытается употребить метафору, синонимы.
4. Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Это самое выразительное средство. Я объясняю детям, что языковая метафора – общее достояние. Но в стилистике необхо-димо разграничивать индивидуально-авторские метафоры, которые явля-ются собственностью автора, ее нельзя повторить – можно только цитиро-вать, запись осуществляется в кавычках.
На уроках я читаю отрывки из произведений, в которых есть мета-форы, прошу детей найти их в тексте и объяснить, почему это метафора. А также составить свои предложения на определенную тему, используя ме-тафору.
На уроках чтения мы находим метафоры в произведениях, которые читаем. Например, в стихах А.А. Фета: «Учись у них – у дуб, у березы» «Бабочка».
5. Олицетворением называется наделение неодушевленных предме-тов признаками и свойствами человека. Традиция его употребления восхо-дит к устной народной поэзии / «Не шуми мати, зеленая дубравушка». Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворение используется при описании явлений природы, окру-жающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать. Это изобразительное средство мы наблюдает, читая на уроках чтения стихи Ф. Тютчева, И.С. Никитина и других поэтов.
В октябре был первый снег. Дети рассказывали, какие чувства вызы-вает у них это явление природы. Пытались в своей речи употребить олице-творение.
Шаповалова Яна написала стихотворение «Неожиданный снег». Вот самые удачные строки:
«Гляжу я в окно
Там светло и тепло.
Осенним солнечным днем
Рвется солнце в лицо.
Но вот продул ветерок,
Упал с неба первый снежок.
6. Сравнение называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Обычно сравнение выступает в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто.
В сочинении «Осень в лесу» многие ученики употребили сравнение.
«Листья ивы как золотые рыбки», «Листья клена как яркие звездоч-ки», «Облака как воздушные шарики», «дуб как храбрый воин», «листья как разноцветные конфетки».
В системе морфологических ресурсов русского языка имени прила-гательному отводится видное место как категории, в семантике которой доминирует понятие качества и которая определяет имя существительное.
Богатая и гибкая система прилагательных создает разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эсте-тической функцией этой части речи.
Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной и, отчасти публицистической, речи трудно переоценить.
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя. Прилагательные участвуют в создании пси-хологическое портрета персонажа, описание его привычек, уклада жизни, нередко характеризуют и поведение героя; прилагательные – эпитеты участвуют в различных описаниях и, прежде всего, в пейзажных зарисов-ках. М. Горький описал лунную ночь: «Появилась луна, обливая море се-ребряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голу-бому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтатель-ном свете».
Ученики, познакомившись с этой частью речи, начинают ее употреб-лять. При изучении имени прилагательного в учебнике есть задание: про-читать предложение с прилагательными и без них. Объясняем, что с при-лагательным, предложение более красивое. Для некоторых детей это ста-новится призывом к действию. При написании сочинений, составлении предложений не знают меру, употребляя прилагательные и сравнения.
При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. Я указываю детям на эту ошибку.
Изучая выразительные и образные средства языка, мы учимся рабо-тать над стилем творческих работ. Это, прежде всего, работа над их лекси-кой, так как слово – основа для понимания речи. «Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли», - утверждал Л.Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь. Я бы издал закон, что писатель, который употребляет слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог».
Некоторые темы сочинений я даю заранее, чтобы дети собирали ра-бочий материал, шлифовали стиль произведения, редактировали. Это большой труд. Есть дети, которые относятся серьезно и добросовестно.
Хочется привести слова А.П. Чехова, который так отзывался о своей работе: «Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачерки-ваю». Брату он советовал «Надо люто марать», «Я не хочу признавать рассказов без помарок». «Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время». «Надо чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежа-ла в мозгу два дня».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусинский Э.Н. Образование личности. – М., 1994.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.
3. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,1987.
4. Инновации в школе: характер и результаты// Народное образование. -1993. - №6. - С. 16-27.
5. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М, 2000.
6. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
Категория: Доклады | Добавил: Акинина (23.12.2014)
Просмотров: 1394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024