Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:18


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации у детей с ОНР.
Преодоление симптомов дизартрии -
гиперсаливации у детей с ОНР.

Одним из характерных симптомов дизартрии является гиперсаливация, т.е. обильное слюнотечение. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях, необходима совместная работа ребенка и родителей дома.
Предварительная работа
Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну или же промокнуть внутри рта салфеткой.
Рекомендации.
• Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
• Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
• На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы
1. Криотерапия.
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.
• Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
• Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.
• Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
• Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.
• Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
• Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).
4. Жевание твёрдой пищи.
Инструкция для родителей детей-дизартриков:
• Грызём, жуём, глотаем - морковку.
Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).
• Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
• «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
• «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
• «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
• «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
• «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
• «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
• Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
• На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).
• а а а; э э э; и и и;
• аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
• аэи, аэи, аэи.
Основываясь на практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Литература.
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007.
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005.
4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003.
6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.
Категория: Доклады | Добавил: nzakir (27.08.2015) | Автор: Закирова Наталия Сайдуллаевна
Просмотров: 228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016