Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 19.04.2024, 06:15


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Психологическая компетентность учителя

В последнее время ведутся многочисленные дискуссии по поводу ключевых компетенций, которыми должна обладать зрелая личность, разрабатываются перечни компетенций, соответствующих специалистам определённых профилей.

Что касается профессиональных компетенций педагога, то психологическая компетентность стоит на одном из первых мест. Профессиональный педагог должен быть профессиональным психологом. Он должен, прежде всего, знать своих учеников, понимать их возрастные, индивидуальные особенности, использовать эти знания в процессе налаживания взаимодействий с учащимися. С другой стороны, педагог должен знать особенности своей личности, свои сильные и слабые стороны, обладать адекватной самооценкой, навыками саморегуляции. Кроме того, педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.

Вышеизложенное позволяет отметить, что в настоящее время проблема психологической компетентности является актуальной и востребованной, её  значимость для повышения эффективности педагогической деятельности и развития личности педагога очевидна.

Первым, и, пожалуй, одним из наиболее значимых компонентов психологической компетентности является коммуникативная компетентность.

Проблеме коммуникативной компетентности уделяется сейчас особое внимание. Она признаётся в качестве ценностного личностного образования, помогающего налаживать отношения и в сфере межличностного взаимодействия, и в сфере делового общения.

Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Изучение опыта работы в этой области, анализ профессиональных периодических изданий позволяет дать утвердительный ответ.

Какие подходы могут быть реализованы при решении данного вопроса? Прежде всего, в педагогическом коллективе должна быть проведена психологическая диагностика учителей, а уже на ее основе подготовлена работа, в процессе которой могут быть созданы ситуации, связанные с постановкой педагогических проблем и осознанием необходимости их решения и др.

Этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение исследований по нерешенным педагогическим проблемам, проведение организационно-деятельностных и других деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения.

Из множества разработанных  и нашедших  практическое применение  в педагогической практике психоразвивающих методов получили такие, которые связаны с личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия,  которые направлены на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. К сожалению, очень часто в школе психологическая работа с педагогами часто недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии, что так необходимо сегодня современному обществу. Ведь только активный, творческий педагог-личность может воспитать такую же активную, творческую личность из ребенка.

Поэтому, в нашей школе администрацией совместно с психологической службой была разработана и внедрена в практику программа cоциально – психологического тренинга для педагогов: «Формирование коммуникативной компетентности и толерантной позиции учителя». Главная цель тренинга – развитие коммуникативной компетентности, ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению.

Целью тренинга является также: расширение осознавания, понимания; усиление эмпатийных процессов; коррекция поведения преподавателя; стабилизация его эмоционального состояния и самооценки.

Программа тренинга была предназначена для работников системы образования и, прежде всего, для учителей начальной и средней школы.

Основные методы, использованные в программе: Проблемные лекции, дискуссии, ролевые игры, приемы гуманистически ориентированной психотерапии (образные представления, визуализация, самовербализация, приемы осознавания),  психогимнастика.

Продолжительность тренинга составила три дня по 1,5 - 3 часа -  первый (пробный блок). Проводился на осенних каникулах. Количество участников – 12-15 человек. (Участников может быть больше)

Тренинг содержал в себе такие упражнения, которые способствуют укреплению «психологического здоровья», развитию индивидуальной харизматической силы. Однако, если не все участники смогли развить свои «психологические мышцы», все они стали более компетентными, устойчивыми к неприятностям. Таким образом, основной результат тренинга, на который мы ориентировались, - формирование у участников уверенности, что предлагаемые психологические методы помогут им стать психологически сильными, изменение паттернов общения и взаимодействия в сторону их большей толерантности, повышение самооценки, уверенности в своих силах.

 

Категория: Доклады | Добавил: Sonya (17.12.2014)
Просмотров: 1122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024