Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 26.04.2024, 06:34


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

РАСПРОСТРАНЁННЫЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Из всего многообразия речевых нарушений у учащихся общеобразовательных школ логопедами выделяются нарушения чтения и письма. Особый интерес вызван увеличением в школах из года в год количества детей с такими нарушениями. Из общего количества учащихся начальных классов с 1 – по 4 класс от 24 до 38 % составляют дети с нарушениями устной и письменной речи. Это говорит о том, что почти каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие успешному овладению этими детьми предметами школьной программы.
В соответствии с «Положением о логопедических пунктах» и "Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе" дети с нарушениями чтения и письма принимаются на логопедический пункт в первую очередь, так как их «недостатки речи препятствуют успешному освоению школьного материала". Они должны составлять наибольшее количество из общего числа зачисленных на логопедические занятия учащихся. Эти дети представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер.
Причины, вызывающие нарушения чтения и письма. Дети "групп риска"
Рассматривая различные виды нарушений чтения и письма в начальной школе, и анализируя причины, их вызывающие, можно выделить несколько групп детей, у которых; наиболее вероятно возникновение трудностей при обучении чтению и письму.
Одна из основных групп риска, более 30% детей (по исследованиям М.М. Безруких, С.П. Ефимовой) — это дети, в анамнезе которых имеют место патология беременности и родов, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в раннем возрасте.
Другую группу составляют физически ослабленные, астеничные, часто болеющие дети, у которых иногда при достаточно высоком интеллектуальном развитии, весь комплекс школьных нагрузок вызывает серьезные трудности при обучении чтению и письму.
Значительная часть детей, у которых проявляются самые различные трудности при обучении, — это дети с неврологическими нарушениями.
Немало детей со школьными трудностями — это дети, имевшие различного рода черепно-мозговые травмы, вызывающие самые разнообразные расстройства пространственного и зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и других функций.
Большую группу риска составляют дети с задержкой в развитии тех или иных функций, как речевых, так и психических.
Определенные затруднения в овладении процессами чтения и письма могут испытывать и дети с леворукостью.
Среди учащихся общеобразовательных школ самую многочисленную группу составляют дети, нарушения чтения и письма которых являются следствием неярко выраженного общего недоразвития речи, когда у ребенка недостаточно развиты все компоненты речи: фонетическая сторона речи, словарный запас и грамматический строй речи. Это проявляется в нарушениях звукопроизношения в дошкольном или даже в школьном возрасте, в бедности и однообразии словаря, в неточности употребления слов, в неправильном, аграмматичном оформлении речи, в нарушениях связной речи. При этом отмечается несформированность фонематических процессов.
Достаточно частыми у учащихся начальных классов массовых школ являются нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у детей фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв.
Особую группу составляют учащиеся классов выравнивания для детей с задержкой психического развития, чьи речевые нарушения являются вторичными проявлениями отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы, затрудняющих, в свою очередь, и процесс коррекции устной и письменной речи этих детей.
Имеют место в общеобразовательной школе и учащиеся, чьи нарушения чтения и письма обусловлены несформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Но все же чаще всего у учащихся общеобразовательных школ встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.(см. Приложение)
Очень часто, у учащихся с нарушениями чтения и письма, перечисленные выше специфические ошибки сопровождаются нарушениями почерка: ошибками в начертании определенных букв и буквосочетаний, что проявляется в неправильном пространственном расположении букв (вне рабочей строки); в нестабильности графических форм, которая выражается в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона букв; в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв; в неправильном соединении букв. Кроме того, для детей с подобными нарушениями характерен очень медленный темп письма и тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а иногда и в утолщениях на линии письма. Все это делает почерк ребенка недостаточно разборчивым и понятным.
Такие дети требуют особого внимания со стороны учителя и родителей и специализированной помощи учителя-логопеда. Естественно, эти дети затрудняют работу учителя в классе, замедляют общий темп урока, требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей, встречающихся у учащихся при овладении навыками чтения и письма, умение своевременно выявить и обеспечить квалифицированную помощь позволят не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыков чтения и письма, от которых во многом зависит успех освоения и других дисциплин школьной программы.
Категория: Доклады | Добавил: Diana (25.03.2013)
Просмотров: 1668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024