Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 21.09.2017, 04:33


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [55]
Методические разработки [63]
Программы, дидактические игры
Доклады [67]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 369
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Развитие коммуникативной компетентности педагогов посредством психологического тренинга.

Развитие коммуникативной компетентности педагогов посредством психологического тренинга Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами. Назовем лишь некоторые из них, это - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и др. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя Профессиональный педагог, в свою очередь, является единственным человеком, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Таким образом, в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А так как, только творческий учитель может воспитать творческого человека, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов. Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Изучение опыта работы в этой области, анализ профессиональных периодических изданий позволяет дать утвердительный ответ. Какие подходы могут быть реализованы при решении данного вопроса? Прежде всего в педагогическом коллективе должна быть проведена психологическая диагностика учителей, а уже на ее основе подготовлена работа, в процессе которой могут быть созданы ситуации, связанные с постановкой педагогических проблем и осознанием необходимости их решения и др. Этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение исследований по нерешенным педагогическим проблемам, проведение организационно-деятельностных и других деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения. Таким образом, активизации профессионального и личностного самоопределения педагогов и их саморазвитию способствует диагностико-развивающая работа, которая является одним из факторов роста профессионального мастерства педагога и условием перевода его в режим развития Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами. Назовем лишь некоторые из них, это - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и др. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог, в свою очередь, является единственным человеком, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Таким образом, в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А так как, только творческий учитель может воспитать творческого человека, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его. В педагогической работе значимость общения многогранна. Что хорошо ощущает педагог. Взаимодействие с детьми в ходе обучения, организация учащихся на выполнение коллективных дел, формирование взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение. Общение выступает как система со многими функциями: информационно-коммуникативной, регуляционно- коммуникативной, аффективно-коммуникативной. В процессе общения все эти функции должны реализоваться целостно, комплексно, иначе эффективность общения будет незначительна. Следует подчеркнуть, что общение педагога с учащимися воспитательно- значимо и реализуется через ряд этапов: - Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности детьми (прогностический этап). - Организация непосредственного общения с классом, аудиторией момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения). - Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. - Анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность. Основываясь на этом можно сказать, что в социально-психологическом плане управление поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и учащихся осуществляется через верно организованную систему общения. Инициатива в общении дает возможность педагогу решать ряд стратегических и тактических учебно-воспитательных и социально-психологических задач: обеспечивается руководящая роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Педагогически целесообразное направление общения, которое формирует соответствующие настроения, чувства детей, создает возможность создания нужного социально-психологического климата, обеспечивающего эффективность учебно-воспитательной деятельности. Профессионально-педагогическая организация общения предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, которая предполагает: - умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; - правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие; - быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям учащихся; - постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Изучение опыта работы в этой области, анализ профессиональных периодических изданий позволяет дать утвердительный ответ. Какие подходы могут быть реализованы при решении данного вопроса? Прежде всегов педагогическом коллективе должна быть проведена психологическая диагностика учителей, а уже на ее основе подготовлена работа, в процессе которой могут быть созданы ситуации, связанные с постановкой педагогических проблем и осознанием необходимости их решения и др. Этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение исследований по нерешенным педагогическим проблемам, проведение организационно-деятельностных и других деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения. Из множества разработанных и нашедших практическое применение в педагогической практике психоразвивающих методов получили такие, которые связаны с личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, которые направлены на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Психоразвитие в педагогической практике преследует следующие цели: 1. Эмоциональное раскрепощение человека. 2. Развитие у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними. 3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности. 4. Выработка у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения. 5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности. Таким образом, психологическое развитие применительно к деятельности педагога означает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совершенных педагогических умений и навыков, принятие на себя большей ответственности за судьбу детей, за результаты обучения и воспитания. Психоразвитие может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психолога и педагога один на один, а вторые одновременную работу психолога сразу с группой педагогов. Участие в Т-группах может помочь педагогу лучше узнать себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей, с которыми приходится вступать в общение по поводу обучения и воспитания их детей. Организация встреч может оказаться полезной для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения уровня самосознания и развития личности. Группы тренинга умений полезны при выработке у будущих педагогов профессиональных коммуникативных умений и навыков, в частности в педагогических учебных заведениях и учреждениях занятых повышением квалификации педагогов. Кроме этих форм, могут быть использованы и другие. К сожалению, очень часто в массовой школе работа психолога с педагогами часто недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии, что так необходимо сегодня современному обществу. Ведь только активный, творческий педагог-личность может воспитать такую же активную, творческую личность из ребенка. На базе МОУ «СОШ №9» г. Братска в рамках экспериментально-исследовательской работы нами была проведена диагностика группы педагогов для изучения их личностных и профессиональных особенностей с помощью специально подобранного пакета методик, в который вошли: «16-ти факторный опросник Кеттелла», методики «Психологический портрет учителя», «Стиль реагирования в конфликте», «Оценка общительности учителя» и др. В экспериментальном исследовании приняли участие педагоги среднего и старшего звена, в количестве 32 человек, в процессе эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальна группы по желанию педагогов. Эксперимент проводился в три этапа: 1. до тренинга (контрольная и экспериментальная группа – все методики); 2. непосредственно сразу после воздействия (только экспериментальная группа); 3. через 6 месяцев после тренингового воздействия (контрольная и экспериментальная группы – все методики кроме опросникаКеттела). Рассмотрим полученные результаты. Опроснк Кеттела. Так как данная методика направлена на изучениеприродообусловленныхпредпосылок развития личностных качеств, поэтому рассмотрение в динамике полученных результатов не имеет смысла(т.к. данные предпосылки в основном неизменны). На основе интерпретации результатов по опроснику Кеттеланами была разработана профессиограмма личностных особенностей педагогов. На основании данных диагностики нами были составлены средние профили контрольной и экспериментальной групп. Эти средние профили полностью соответствуют профессиограмме. В то же время профили контрольной и экспериментальной групп достаточно близки и практически совпадают. Небольшое разхождение наблюдается по фактору N «прямолинейность-дипломатичность» (педагоги в контрольной группе более дипломатичные). 93,75% (15 педагогов) в контрольной группе и 100% (16 педагогов) имеют от 1 до 4 факторов результаты по которым выходят за пределыпрофессиограммы, остальные параметры (12-15) находятся в рамках требований, предъявляемых педагогической профессией и совпадают спрофессиограммой. На соновании этого можно сделать вывод, что личностные особенности педагогов целом соответствуют характеру педагогического труда, т.е. можно сказать, что данные педагоги «находятся на своем месте» В ходе проведения эксперимента и обработки данных по остальным методикам перед нами возникла проблема как свести все показатели в однурезультатирующию таблицу, чтобы наглядно показать все результаты в комплексе и отследить динамику эксперимента. После долгих поисков было решено свести результаты по всем методикам к трем уровням (высокий - 3б, средний - 2б, низкий -1б). А в итоговых данных акцентировать внимание на высоких показателях по каждой методике, а в целом по группе вывести средний показатель в процентном соотношении и по баллам. Высокие показатели были нами выбраны для наибольшей наглядности, т.к. степень развития профессионально значимых качеств в контрольной и экспериментальной группахнаходится на среднем и высоком уровнях.Таким образом, на основе приведенных данных, на удалось увидеть, что уровень развития профессионально значимых качеств педагогов в контрольной и экспериментальной группах до психотренинга практически находится на одном уровне (средние баллы 2,38 и 2,39). На основе анализа полученных данных нами была разработана программа психотренинга, направленная на активизацию профессионального и личностного самоопределения и саморазвития педагогов. Данный тренинг состоял из нескольких блоков, один из которых был направлен на развитие коммуникативной компетентности педагогов, как одного из важнейших профессиональных качеств. Данный блок включил в себя, как теоретический материал, так и группу упражнений, направленных на овладение основами профессионального педагогического общения: - упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением. - упражнения на овладение своей системой общения в заданной педагогической ситуации. Данный тренинг проводился с экспериментальной группой педагогов, программа тренинга рассчитана на восемь занятий по три часа (общим объемом 24 часа). Повторная диагностика (после тренинга) показала, что у группы педагогов, прошедших программу психотренинга, уровень профессионально значимых качеств, в т.ч. и коммуникативной компетентности возрос по сравнению с первоначальным уровнем. Так после экспериментального воздействия данные показатели составили (2,31б в контрольной группе и 2,54б в экспериментальной) разрыв увеличился примерно на 0,2б или 20%. Таким образом, в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика в сторону высоких показателей. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что активизации профессионального и личностного самоопределения педагогов и их саморазвитию способствует диагностико-развивающая работа, которая является одним из факторов роста профессионального мастерства педагога и условием перевода его в режим развития.

Категория: Доклады | Добавил: kat15163225 (10.12.2016)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2017