РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья актуально на современном этапе т.к. связано с требованиями, предъявляемыми к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения. Современный школьник должен владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме. Речевое общение - важный фактор психического развития. Дети с речевыми нарушениями ограничены в различных видах деятельности и поэтому средствами только урочной деятельности, невозможно решить поставленную задачу. Педагоги развивают коммуникативные способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и через внеурочную деятельность. Деятельность занятий направлена на общение учителя с детьми, во время которого школьники знакомятся с правилами взаимодействия в беседе, учатся слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, полно отвечать на вопросы собеседника, вступать в диалог, рассуждать, связно излагать мысль и т.д. Одним из методов формирования коммуникативных навыков является игра и игровые приёмы, задания, где ребёнок ведёт себя естественно, независимо и проявляет свои творческие способности. Например: • «Отгадай предмет»: учитель загадывает предмет, а дети задают наводящие вопросы, описывая предмет по форме, размеру, цвету, величине. • «Доскажи словечко»: учитель произносит короткое стихотворение, а ребёнок договаривает последнее слово в рифму. Например, «Едет он на двух колёсах, не стоит он на откосах. И бензина в баке нет. Это мой …». • «Составь телеграмму»: составить телеграмму, назвав слова на каждую букву данного слова. Например, из букв слова адрес составить текст телеграммы «Андрей Дима решил ехать Саратов». • «Цепочка слов»: назвать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова на одну тему, например, называть только животных, только прилагательные, глаголы. • «Ребусы»: отгадать зашифрованные слова. • «Грамматическая арифметика»: образовать новое слово путём решения своеобразных примеров, где сначала нужно отгадать слова, а затем из них составить новое слово. • «Наоборот»: подобрать слова обратные по значению. • «Сигнальные карточки»: использование сигнальных карточек со знаками «плюс» и «минус» для определения правильного и неправильного ответа, а цветных сигнальных карточек для рефлексии, оценки своего эмоционального состояния в конце занятия и на разных его этапах. • «Любопытный»: ответ на вопрос должен обязательно быть на одну и ту же букву, например, «Где ты живёшь? Где стоит машина? На чём ты играешь? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города? Какие ты знаешь национальности? Назови несколько вывесок на улицах города? • «Редактор»: вставить слова, подходящие по смыслу, в предложения, текст. На занятиях учителями активно используются игры-инсценировки, игры - соревнования, игры-имитации, творческие, дидактические, игры-драматизации, в процессе которых дети учатся слушать, правильно говорить, перерабатывать информацию и сотрудничать. Определённая роль отводится театрализованной деятельности, где театральные куклы, персонажи «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения. Педагоги предлагают школьникам обыграть стихи, песенки, инсценировать сказки. Вместе обсуждаем характер героев, их повадки и поведение, распределяем роли, разучиваем роли и реплики, отрабатываем жесты и мимику. Дети перевоплощаются в тот или иной образ, где чувствуют себя свободно, общаются друг с другом, задают и отвечают на вопросы, и что самое главное, их речь становится связной, последовательной и чёткой. Игры–соревнования дают возможность проявить свою индивидуальность, выразить собственное «Я» через сравнение с другими, увидеть в сверстнике равноценную личность, доверять товарищу, общаться друг с другом. Игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, способствуют умению договариваться и развивают познавательную активность. Т.о. занятия внеурочной деятельности способствуют развитию коммуникативных способностей, умению работать в коллективе, считаться с мнением сверстников, помогают учащимся самоутвердиться, придают уверенность в своих возможностях.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с. 2. Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»: практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007. 3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с. 4. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб. – метод. пособие /А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.