Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:17


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Развитие зрительно-моторной координации на логопедических занятиях.
Белгородская область
Развитие зрительно-моторной координации на логопедических занятиях.
В настоящее время увеличилось количество детей с леворукостью, и с каждым годом их становится всё больше. Мне приходится сталкиваться с этим контингентом детей в начальной школе по роду своей деятельности. Я работаю учителем-логопедом в МОУ « СОШ № 24 с углубленным изучение отдельных предметов», и большинство таких детей обучаются в логопедических группах.
Существует множество теорий и предположений, почему одни становятся правшами, а другие – левшами. Но каковы бы не были теории, трудности у детей не исчезают и не делают их жизнь и обучение легкой. А трудности эти возникают из-за различной организации работы головного мозга. Условно выделяют три типа организации: левополушарный, правополушарный и равнополушарный. При доминировании левого полушария познавательные процессы имеют словесно-логический характер. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами, что особенно важно для письма, чтения и счета. Основные функции левого полушария – сознательная произвольная регуляция, дискретное преобразование и упорядочение информации. В семантической памяти левого полушария хранятся
1
осознанные социальные стереотипы и система их значений. У левополушарных людей аудиальное восприятие информации является ведущим.
При доминировании правого полушария познавательные процессы имеют конкретно-образный характер. Оно определяет склонность к творчеству, обеспечивает эмоциональную память, интуитивное, чувственное, образное и целостное представление. К его функциям относят ответственность за синтетическую, симультанную (одновременную) деятельность мозга. Правополушарные компоненты мышления обеспечивают одновременное схватывание большого числа противоречивых, с точки зрения формальной логики, связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Правое полушарие обеспечивает распределение внимания, имеет дело не с объектом, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Для них характерно визуальное и кинестетическое восприятие информации, оно является ведущим. У людей с равнополушарным типом мозговой организации оба полушария синхронно участвуют в выборе стратегии мышления.
Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких
2
детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать. Он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Дети могут путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения. Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию
Существующая система образования, не учитывает физиологические особенности формирования и функционирования, как каждого полушария, так и межполушарных взаимодействий у ребенка младшего школьного возраста. Так тестовые задания, которые получили тотальное применение даже в начальной школе, очень сильно осложняют сложившуюся ситуацию. Все тесты предполагают сознательное восприятие их условий через инструкцию. А это значит, что работать будет только левое полушарие, что никак не подходит правополушарным детям, да и у правшей подавляет образное и творческое мышление. В советской системе
3

образования постепенно шла замена практических навыков теоретическими. В настоящее же время даже левополушарный ребенок может только грамотно воспроизвести материал. А вот практическая работа для него оказывается затруднительна. Так что же можно говорить о правополушарных детях? Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы, ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе). Так нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком. Таким образом все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о необходимости работы по формированию зрительно-моторных координаций у младших школьников, направленных на межполушарное взаимодействие. Известно, что мозг при «специализации» работает как единое целое, а межполушарное взаимодействие является основой интеллекта.
И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих
4
заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.
При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает.
Нередко леворукие дети делают попытку читать справа налево, теряют строки. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напоминать или «маркировать» руку. Если эти способы не дают эффекта, можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так нужно читать до автоматизации нужного направления в тексте. Для увеличения скорости чтения можно использовать тексты в перевёрнутом виде, это первичное прочтение, а затем читаем традиционно.
Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. 5
Библиографический список:
1. Логинова Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004
2. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 ( Готовимся к школе).
3. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома.- Москва «Эксмо»2010
4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.:ТЦ Сфера, 2003
5. Майская А.Н. Ребенок-левша – как достичь гармонии с «правым» миром.- СПб.: Питер, 2005
Категория: Доклады | Добавил: Logoped_is24 (26.03.2013) | Автор: Седых наталья Викторовна
Просмотров: 1956 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016