Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:07


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Система отслеживания динамики речевого развития
Система отслеживания динамики речевого развития учащихся начальных классов, основанная на индивидуально-личностных характеристиках каждого ребёнка – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Коррекционно-развивающее обучение устной и письменной речи учащихся начальных классов имеет в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии.
Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера ученика.
Развитие языковой личности ребёнка определяется совокупностью личностных речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Коррекционно-развивающее обучение направлено на своевременное устранение недостатков в усвоении программ по русскому языку и чтению, исправление недостатков звукопроизношения, совершенствование связной речи, расширение словарного запаса, целенаправленное формирование речевых умений и навыков, создание благоприятной речевой среды для учащихся.
Цель обучения – достижение оптимального развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений, которые выражаются через речь и поведение ребёнка.
Только когда обучение будет решать эту цель можно рассчитывать на оптимальный для ученика результат в общем развитии и усвоении знаний, умений и навыков, опираясь на теорию и методику личностно-ориентированного развивающего обучения.
Для того чтобы ученик и учитель испытывали потребность в самом процессе обучения, необходимо выстроить его в соответствии с общедидактическими принципами (научность, последовательность, системность, перспективность, доступность, сознательность, активность, прочность усвоения, связь теории с практикой, связь с жизнью). С логопедическими принципами (патогенетический, принцип учёта симптоматики, степени выраженности нарушений, поэтапное формирование умственных действий, принцип учёта «зоны ближайшего развития» и т.д.). Также, огромное значение в обучении детей начальной школы имеет наглядность, без которой невозможна работа учителя-логопеда.
Такие распространённые методы как описание объекта, рассказ по картинкам, пересказ, составление связного рассказа обладают общим принципиальным недостатком: они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью можно «поставить звуки», но трудно развить эмоциональную, яркую, образную речь. У неё исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребёнка. Развивающий эффект этих методов ниже, чем у живого диалога. У учителя нет возможности общаться с каждым учеником по несколько часов в сутки. Поэтому так необходимо взаимодействие учителя и родителей и активное вовлечение их в образовательный процесс.
Для этого нужно знать возрастные психологические и характерологические особенности учеников, постараться, как можно больше выяснить о жизни ребенка в семье.
Главную роль в обучении играет характер отношений: ученик – учитель начальных классов, учитель-логопед – родители и изучение результатов обучения.
Замедленный темп физического и интеллектуального развития –децелирация – появолась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI веков.
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватное поведение. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.
Логопедическая работа в начальных классах делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный.
Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
I этап ориентировочный (февраль – март).
Работа с будущими первоклассниками.
Задачи этапа:
- определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;
- выявление детей с речевыми нарушениями;
- консультативная помощь родителям в подготовке таких детей к школе.
Одновременно выясняются особенности развития детей, условия их воспитания в семье, посещение детьми Дошкольных Образовательных Учреждений, логопедических групп.
Проводится родительское собрание на тему: «Требования к уровню подготовки детей к школе».
II этап диагностический (с1 по 15 сентября).
Логопедическое обследование на начало учебного года.
Задачи этапа:
- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений учащихся 1 – 4 классов.
Тестирование первоклассников – выявление уровней готовности к школьному обучению, нарушений звукопроизношения.
*Индивидуальная карточка ребёнка (заполняется родителями).
*Карта логопедического обследования учащихся первых классов (будущих первоклассников) – на каждый класс.
*Результаты логопедического обследования учащихся первых классов (будущих первоклассников) – на каждый класс и общие.
2 – 4 классы – логопедический диктант и грамматические задания.
*Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый класс.
*Результаты логопедического обследования ___класса на начало _____учебного года.
*Отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
III этап коррекционный (с 15 сентября по 15 мая).
Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов – групповые фронтальные и индивидуальные логопедические занятия.
Задачи этапа:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.
Комплектование коррекционных групп:
НПОФ – неправильное произношение отдельных фонем – коррекция звукопроизношения (дислалия, ринолалия и т.д.).
(НВ)ОНР – 1 кл., НЧП (НВ)ОНР – 2 – 4 кл. – нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
(Ф)ФН – 1 кл., НЧП (Ф)ФН – 2 – 4 кл. – нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Коррекция – дисграфия, дислексия, дискалькулия, билингвизм и т.д.
*Речевая карта на каждого ребёнка.
*Карта специфических ошибок устной и письменной речи учащихся логопедической группы.
*Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый 1 класс.
*Результаты логопедического обследования 1__класса на конец I полугодия.
Чтобы работа школьного учителя-логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьника.
Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы мог успешно обучаться в школе.
В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Учитель начальных классов и учитель-логопед должны предъявлять единые требования к ученикам с речевыми нарушениями, учитывая структуру данных нарушений и индивидуальные, личностные качества каждого ребёнка для устранения недостатков речи и более успешного обучения в школе:
- учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учёт возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных (речевых) ошибок и оказания опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Учитель-логопед проводит консультации для педагогов и родителей учеников.
Если ученик не усваивает обучающую программу, то оформляются документы на ПМПК (психолого – медико – педагогическую комиссию), где указываются причины неуспеваемости ребёнка и разрабатываются пути их психолого – медико – педагогического сопровождения.
*Логопедическое заключение (если требуется).
IV этап оценочный (с 15 по 30 мая).
Логопедическое обследование на конец учебного года.
Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной и учебной-воспитательной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.
1 – 4 классы – логопедический диктант и грамматические задания.
*Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый класс (та же, что и на начало учебного года).
*Результаты логопедического обследования ___класса на конец _____учебного года.
*Отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
*Анализ работы логопункта за учебный год.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они так же любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…»
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учитель-логопед и учителя начальных классов, а так же ученики и их родители.
Только при желании учить и учиться, учитывая индивидуальные возможности, можно достичь желаемого результата.
Речь развивается в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку.
Если мать не считает своего ребёнка интересным собеседником и ей приятнее общаться не с ним, а с подругами и родственниками его речь будет неразвитой. Дефекты звукопроизношения – ещё не катастрофа, при желании их может исправить учитель-логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту, она не станет инструментом мышления, и личность ребёнка будет существенно обеднена и неполноценна.

Список использованной и рекомендованной литературы:
1. «Завуч». Научно – практический журнал № 8, 2004. Максимова С.Н. Организация учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения и психолго-педагогической поддержки. – 101с.
2. Логопедическая работа в школе. Ишимова О.А. – Москва ,2004. – 116с.
3. «Логопед». Научно – методический журнал № 4, 2006. Вавилкина Г.М. Взаимосвязь в роботе логопеда и учителя начальных классов. – 80с.
4. Творческая саморегуляция субъектов образовательного пространства: монография / М.И. Ситникова. - Белгород: Из-во БелГУ, 2006. – 320с.
Категория: Доклады | Добавил: Diana (25.03.2013)
Просмотров: 3504 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016