«Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Шипилова Е.Н., учитель-логопед МБОУ "ОО Каплинская школа"
Пояснительная записка
Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции:
- ненапряжённая концентрация внимания ( цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение). - отсутствие усталости (частые физминутки, смена видов деятельности) - использование резервных возможностей ученика, а именно 1) использование кинестетических ощущений - сложные слова не только можно увидеть и прочитать, но и взять их в руки (пособие «Ключи»), гласную - пощупать рукой и («огоньки»), а не просто посмотреть на неё. 2) видеть, как звучат согласные и гласные, чем отличается произнесение мягких согласных от твёрдых (наблюдение за артикуляцией в зеркале). 3) - широкая вариация условий обучения (печатные тетради, письменные и устные работы, игровые моменты). - ситуация свободного общения - отсутствие оценок - использование материала «бокового зрения» (оттенок общения, ритм урока фон, цветовая гамма)
Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры»
ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам. 2) Учить различать твёрдые и мягкие согласные и обозначать их на письме. 3) Учить определять количество гласных в слове в зависимости от количества слогов. 4) Учить правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. 5) Развивать фонематический слух, восприятие, 6) Расширение зрительного кругозора? 7) Воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к вещам.
ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза. ХОД УРОКА: 1. Орг.момент. Логопед: - Здравствуйте! Сегодня на занятии мы закрепим умение определять количество слогов и звуков в слове, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные и составлять из букв слова. Но проведём занятие в иной форме. Я предлагаю вам побыть в роли учителей, а вашим учеником будет маленький гномик Ляпа, который ещё не умеет правильно разговаривать и в своей речи допускает много ошибок. 2. Кинезиологическая разминка. Логопед: - Но сначала мы наденем такую же шапочку, как у Ляпы, снимем, оденем,… (дети выполняют упражнение «Шапочка» - массаж ушных раковин, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие, речь).). - Теперь вы дадите ему первый урок – определение левой и правой стороны. Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, … Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. (упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует запоминание, устойчивость внимания). - Молодцы, но больше всего Ляпе понравилось, как выполнял это задание …, поэтому гномик полежит у него на парте. А мы с вами откроем тетради и запишем число. 3. Артикуляционная гимнастика. Логопед: - Друзья, давайте вспомним, как произносятся гласные и согласные звуки. Дети: - Гласные произносятся свободно, с открытым ртом, а согласные встречают преграду: губы, язык, нёбо, …(работа с индивидуальными зеркалами). Логопед: - А как произносятся твёрдый и мягкий согласный? Дети: - Мягкий произносится с «улыбкой». Логопед: - Хлопните, когда услышите мягкий согласный (игра «Хлопушки»): ла, сту, рё, дю, кло, дя, трэ, се, вы, спи. - Очень хорошо справился … , и Ляпа отправляется к нему в гости. 4. Работа со звуками в односложных словах. Логопед: - Давайте вспомним, как произносятся согласные звуки? (встречается преграда). В следующем задании мы научим Ляпу выделять согласный звук из слов. Я буду читать слова, вы - записывайте в тетради только первый и последний согласный, а мы с вашим учеником будем смотреть, кто как работает. волк, слон, лев, крот, тигр - Дайте общее название этим словам (звери). - Где живут эти звери?( в лесу). - Сейчас я назову предметы, которые тоже можно найти или услышать в лесу, а вы запишите второй согласный, слушайте внимательно: дрозд, клён, ствол, прут, свист, стук, гриб. - Оба задания очень хорошо сделал … , и Ляпа идёт к нему в гости. 5. Деление на слоги двусложных слов. Логопед: - Ребята, лес – это то место, где живёт наш гномик. Его дом стоит на лесной опушке. А кто мне скажет, из каких частей состоит дом? Дети: - Крыша, труба, окна, стены, крыльцо, двери, … Логопед: - Давайте научим Ляпу считать слоги в словах (логопед называет слово, дети хлопками определяют количество слогов). - Вы заметили, в этих словах по два слога. Значит при записи должны быть две гласные. Гласные – это красные, в каждом слове загорится два красных огонька. Первое слово запишет на доске … и обозначит гласные «огоньком» (пособие «огоньки»). - Нашему герою так понравилось это задание, что он тоже захотел составить слова, но растерял буквы. Придётся помочь ему. 6. Кинезиологическая физминутка. Логопед: - Чтобы увидеть потерявшиеся буквы, чтобы быть повнимательнее, выполним следующие упражнения: - Кулачки вперёд , смотрим на меня, расставим пальчики и медленно раздвигаем руки. Когда не можем сосчитать пальчики, останавливаемся. Так 3-4 раза (упражнение «Кулачки», увеличивает зрительный объём, активизирует межполушарное взаимодействие ). - А теперь поищем буквы внизу. Опустите голову и медленно покачайте влево вправо (упражнение «Часики» улучшает мыслительную деятельность, чтение). 7. Составление из букв двусложных слов. Логопед: - Рассыпанные буквы нашлись, а какие слова из них получатся? (пособие на листах «Буквы рассыпались»): п, р, о, г, и м, к, о, о, п, т с, а, к, т, е, т, ь, р - Запишите слова в тетради. Определите количество слогов. Самый догадливый оказался …, поэтому Ляпа отравляется к нему. 8. Составление словосочетаний из трёхсложных слов. Логопед: - Вы заметили, какие слова придумал гномик? Наверное, он хочет пригласить нас в дом и угостить пирогом. Но зайти в дом нельзя без ключей. У нас с вами целая связка ключей со словами. Мы откроем замок, когда научим Ляпу составлять словосочетания. Подберите два таких, чтобы подходили по смыслу. Запишите словосочетания в тетрадь. Найдите слова, состоящие из трёх слогов, надпишите количество слогов над этим словом (пособие «Ключи», трёхсложные слова поделены на слоги, гласные выделены красным). шторы на о-кош-ки оп-рят-ный домик пахнет ка-пус-та На окошке шторы, опрятный домик, пахнет капустой. 9. Словарная работа. Логопед: - Кто знает из вас, что означает слово опрятный? Каким похожим словом можно заменить опрятный? Дети: - Аккуратный, ухоженный, чистый. Логопед: - Правильно. Составьте словосочетание с этим словом (опрятная комната, опрятная одежда, опрятный человек). Запишите словосочетание в тетрадь. - А про кого из вас можно сказать, что он опрятный? Что вы делаете для этого? Дети: - Убираем в комнате, ухаживаем за своими вещами, соблюдаем правила личной гигиены. Логопед: - Гномику понравилось, как справился с этим заданием …, поэтому Ляпа посидит с ним. Дети: - В опрятном домике пахнет капустой. Пирог, наверное с капустой. Давайте поделимся, как надо готовить капусту. 10. Пальчиковая гимнастика. Мы капусту рубим, (постучали ребром ладони) Мы капусту трём, (потёрли ладошки друг о друга) Мы капусту солим, (посолили пальчиками) Мы капусту жмём. (сжали-разжали кулачки) 11. Работа с дидактическим материалом. Логопед: - Многому мы научили нашего друга. Покажем ещё, как мы работаем в печатной тетради. Там все те упражнения, которые мы выполняли на занятии, только в маленьком количестве. Выполняя задания, мы повторяем то, чему вы научили гномика. Пока вы делаете, мы с Ляпой учимся у вас. 12. Кинезиологическая физминутка. Логопед: - Поработали – отдохнём. Поиграем в «Ухо- нос» (левая рука за нос, правая за ухо. Хлопок – поменяли руки. Так-3-5 раз). 12. Итог. - Так чему мы учили маленького ученика? - Какие упражнения запомнились вам? - Спасибо за хороший урок, до встречи!
Используемая литература:
1. И.С.Лопухина «Логопедия . Звуки, буквы, слова» 2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» 3. «Логопедия в школе», под ред. В.С.Кукушина. 4. С. А. Белолипецкий «Метод врождённой успеваемости»