Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:20


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов





План - конспекта урока разработала и провела учитель начальных классов
Шеховцова Людмила Дмитриевна


Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Цели:
1) продолжить формировать представление о способах проверки безударных гласных в корне слова и умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов;
2) развивать орфографическую зоркость, навыки комментированного письма, навыки коллективной и самостоятельной работы;
3) совершенствовать навыки каллиграфического письма;
4) продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
5) воспитывать внимание, старание, трудолюбие;
6) развивать у ребенка чувства доброго, прекрасного.

Ход урока

I. Организационное начало
«Долгожданный дан звонок –
Начинается урок»
II. Проверка домашнего задания (упр. 217, с.95 (Д.М.))
1. Устный самодиктант
Ученики называют слова из домашнего упражнения и поясняют, почему написали данную гласную в корне. Образец рассуждения: (произносит) мор-ска-я.
- В корне –мор- я написал гласную О, так как подобрал однокоренные : слова море, заморский, в них гласный в корне ударный (и т.д.)
2. Вывод (!) – Какое правило применяли, выполняя домашнее задание?
(Правило на стр. 127 учебника «Русский язык»)
III. Запись предложений под диктовку (с комментированием)
Знания делают человека сильным. Знай больше, а говори меньше.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Обозначьте изученные орфограммы.
- Какие слова легко было писать, а какие сложно? Почему?
- Эти предложения будут девизом нашего урока.
IV. Минутка чистописания
- Какие гласные встретились в написанных предложениях?
- Сегодня мы вспомним написание строчных гласных
о а и е
в написании, которых есть одинаковые элементы.
- Что еще можно сказать про эти гласные?
(Они дружат. Мы слышим звук один, а букву, согласно правилу, пишем другую).
«В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется».
(На доске подсказка – схемы-человечки гласных ударных и безударных)
V. Словарная работа и введение в тему урока.
1. Знакомство с новым словом
Послушайте.
«Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая, не то, что на других деревьях. Приложи к коре ладошку. Чувствуешь, какая она гладкая, шелковистая? Подними голову – увидишь гибкие ветви с маленькими красивыми листочками. А между ними – сережки, сережки…»
(По Кучнеевой и В. Жарову).
- О каком дереве вы услышали?
- По каким признакам его узнали?
(Ответы детей)
- Правильно. Береза – исконно русское слово. Береза – символ красоты русской природы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку (открыть «Чудо дерево». На стволе слово береза).
2. Запись в тетрадях.
Словарь береза
3. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Послушайте стихотворение А. Прокофьева (и музыкальное сопровождение).

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…

4. Работа с «Чудо деревом»
Подбираем однокоренные слова. Называем ударную и безударную гласную.
Словарь: береза, березонька, подберезовик, березовый.
5. Выделение корня.
6. – Почему эти слова нужно запомнить?
(Нельзя проверить безударную гласную)
VI. Сообщение темы и целей урока.
- Так, что мы должны запомнить все слова с безударными гласными в корне? (Нет).
- А как же тогда быть? (Ответы детей)
- Правильно. Чтобы решить эту проблему, мы научимся проверять безударную гласную в корне слова и находить среди однокоренных слов проверочные слова. А для этого составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова».
(- Но сначала давайте отдохнем).
VII. Физкультминутка «Буратино»
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо стать».
VIII. Объяснение нового материала.
1. Составление алгоритма «Проверка безударной гласной в корне слова».
- С чего мы начинаем работу над словом?
(произносим, ставим ударение и определяем безударную гласную в корне).



- Что нужно выяснить? Какой вопрос можем поставить?
- Если «Да», то что?
- Если «Нет»?
2. Практическая работа
Отгадайте загадки, придуманные вами к уроку чтения. А чтобы правильно записать отгадку, воспользуйтесь алгоритмом и карточкой-подсказкой (на карточке подсказке группа однокоренных слов).
(Карточки-отгадки прикрепляются к доске).
1) «Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает»
(Сова)
(Карточка-подсказка: совы, совята, совушка)

Сова-совы, совушка
2) «Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться,
Любит хитрая … (лисица).
(Карточка-подсказка: лис, лисонька, лисенок, лисий)

Лисица-лисонька, лисий
3) Моя загадка
«И малы мы, и удалы,
Сквозь землю проросли,
Свои шапочки нашли.
Друг пред другом красовались
И в корзинку к вам попались».
(Грибы)
(Карточка-подсказка: гриб, грибной (суп), грибница)

Грибы-гриб

IX. Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа по вариантам
Стр. 128, упр. 220
X. Итог урока
- Проанализируйте свою работу на уроке.
- Что удалось? Что не удалось? Почему? Попробуйте объяснить.
- Над чем еще нужно работать?
- Ребята, посмотрите, сколько мы сегодня говорили о природе, о красоте русской природы. А сегодня, 22 марта, - христианский праздник «Сороки».
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Сколько проталинок - столько и жаворонков.

Подснежники

Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы
(Т. Белозеров)
- Составление узора «Мое настроение»

XI. Задание на дом: расскажите родителям о нашем уроке, что больше всего понравилось, запомнилось и сделайте рисунок о нашем уроке.



Источник: http://Составление узора «Мое настроение»
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Шеховцова (11.11.2015) | Автор: Шеховцова Людмила Дмитриевна
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016