урок русского языка 3 класс Тема: "Обобщение знаний об имени существительном"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов»
План-конспект урока русского языка (3 «Г» класс)
Тема: Обобщение об имени существительном
Подготовила и провела учитель начальных классов Попова В.Н.
г. Старый Оскол 2013 г.
Цели 1) Повторить правила распознавания имен существительных среди других частей речи. 2) Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; определять род имен существительных; изменять их по числам. 3) Развивать навыки грамотного и каллиграфического письма, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать. 4) Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с русской пословицей.
Оборудование - слайды со словарными словами и иллюстрациями; - плакат с пословицей; - карточки со словами.
Ход урока
I. Оргмомент. II. Сообщение темы урока - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в гости. Жителей г. Старый Оскол называют старооскольцы, жителей г. Курска – куряне, жителей Москвы – москвичи. А мы сегодня побываем в городе Речь, жителей которого называют частями речи. А вот у какой из частей речи мы погостим, вы узнаете, отгадав загадку: Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам. (Имя существительное) - Какова же тема сегодняшнего урока? О чём ещё пойдёт речь на уроке?
III. Минутка чистописания - Откройте тетради, подготовьте их для работы на уроке. (Записать дату). - Прочитайте слова. (На доске: зонт, зима, заяц). - Какой частью речи они являются? - Какая буква во всех этих словах первая? - Что еще вы можете сказать об этом звуке в данных словах? (гимнастика для пальчиков) - Пропишите строку, продолжив закономерность: З//з//З//зз// - Прочитайте пословицу: Здоровье дороже богатства. - Как понимаете пословицу? - Запишите пословицу красиво и правильно!
IV. Словарная работа для этого нам понадобится определённое качество посмотрите по классу и найдите жёлтую табличку(прочитаем) 1) К нам пришёл Незнайка и принёс слова он не знает какие пропущены буквы поможем ему (теннис, хоккей, коньки, баскетбол волейбол, футбол) - Какое слово лишнее? Для чего люди занимаются спортом? 2) знакомство с новым словом: - Мы с вами отправились в гости. Но в гостях нельзя забывать о волшебных словах. Отгадайте, какое слово спряталось на доске? Маша слов знала немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят… (Спасибо) - Как вы думаете, что обозначает это слово? - Этимологический словарь дает следующее объяснение этому слову. Когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трех слов: «Спаси тебя Бог», как исполненное благодарности пожелание. А слово «спасибо» образовалось из двух частей этого выражения. - Прочитайте слово по слогам. Произнесите его с ударением. Какую гласную нужно запомнить, как безударную? - Устно составьте предложения с этим словом. - Какие еще волшебные слова вы знаете? - Тогда мы смело можем отправляться в гости к имени существительному!
V. Актуализация знаний.
1) повторение правила об имени существительном: - А еще эта часть речи может обозначать явления природы, состояние души человека, а потому является самой представительной, самой существенной. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Какими членами предложения могут быть имена существительные? 1) повторение признаков одушевленности-неодушевленности - На какие же вопросы отвечают имена существительные? - Распределите следующие слова в две группы в соответствии с вопросами. (Береза, петух, трава, кошка, чашка, щука, море, ученик, самолет, сова) - Почему так распределили слова? - Допишите в каждую группу еще по два слова. (Проверка) а) вывод: - Какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными? - Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
VI. Физкультминутка VII. Работа над темой урока
2) собственные и нарицательные имена существительные: а) письмо под диктовку: Мой друг Вася гулял с собакой Стрелкой по берегу реки Оскол. - Назовите одушевленные имена существительные. - Какие слова написали с большой буквы? - Почему? б) вывод: - Как называются такие имена существительные?
3) род имен существительных: - Как зовут друга, о котором говорится в предложении? - Кто такой Вася: мальчик или девочка? - Какого рода это имя существительное? - Назовите существительные женского рода. - Сколько родов имеет имя существительное? - Какой род мы не назвали? - Как определить род имени существительного? - Род - это постоянный признак имени существительного или нет? - Распределите слова по родам (1-й ряд – м.р., 2-й ряд – ж.р., 3-й ряд – с.р.). Зима, хлеб, яблоко, земля, озеро, дом, язык, окно, мама. 4) число имен существительных - В каком числе употреблены записанные имена существительные? - Поставьте их во множественное число. - Изменились ли имена существительные? (зарядка для глаз) Здоровье… Что оно для нас значит? Справедливо говорят: «Здоров будешь – всё добудешь», «Здоровый нищий счастливее больного короля». Вот почему на один пьедестал ставят здоровье, счастье и красоту. Для того чтобы творить и созидать, человеку необходимо здоровье. Чтобы построить личное счастье, также надо быть здоровым. Красота не живёт в разлуке со здоровьем: она вянет, бледнеет. Только физически крепкого, духовно сильного человека сохраняющего высокую работоспособность, считают обладателем хорошего здоровья. Современному человеку нужно освоить культуру здоровья. Ведь здоровье- это красота, богатство и счастье.
Учительница: Ребята, в каких предложениях выражается основная мысль текста? Ученики: Здоровье – это красота, счастье, богатство, которое нужно беречь. Учительница: Вы согласны данной мыслью? Может ли быть красивым и счастливым слабый, больной человек? Что теряет тяжело больной? Ученики: Работоспособность, радость жизни, труда, ему трудно устроить свою жизнь, семью, оставить потомство. Учительница: Многие не задумываются над этим и не берегут своё здоровье. А что надо делать для того, чтобы сохранить здоровье, крепкий дух и организм? Ученики: Заниматься спортом, искоренить вредные привычки, соблюдать чистоту, то есть гигиенические нормы, своевременно обращаться за лечением, за советом в медучреждения, соблюдать режим, рациональное питание, отдых, активную жизнь, хорошее общение. Учительница: Правильно, ребята. Многое зависит от самого человека. Запишем два последних предложения. Определите род, число, падеж имен существительных. VIII. Итог урока IX. Домашнее задание с. 54 упр. 7.