Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:12


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Урок русского языка во 2 классе Тема "Антонимы"

Цели урока: дать понятие об антонимах, научить применять слова, обозначающие контрастные понятия в жизни, пополнять словарный запас ученика, расширить кругозор учащегося, развивать воображение и фантазию, воспитывать наблюдательность.

 

Ход урока.

I. Новый материал.

1)     Ребята, вы никого на перемене не видели здесь? Я потеряла своего помощника. Неожиданно раздается голос Кота Леопольда:  

«Ребята, давайте жить дружно!» (На экране отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда.»)

- Узнаете? Кот Леопольд будет сегодня моим помощником, и я надеюсь, мы с ним подружимся. Для вас у него сюрприз и конверт с заданием. О сюрпризе в конце урока, а сейчас мы заглянем в конверт.

 - Ой, здесь рисунки (выставляю рисунки)

- Подумайте, можно ли их как-то сгруппировать?

- Как?  (день-ночь, веселый-грустный, высокая-низкая)

- Что объединяет эти пары слов? Это и будет тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем не только вести наблюдение над такими словами, но и подбирать сами.

 Вывод: Эти слова противоположны по смыслу.

 

2)                У таких слов также как и у вас есть свое имя, свое название. А как называются такие слова, вы узнаете, если правильно подберете противоположные по смыслу слова. Наклейте их рядом со словами, которые написаны на листе. А название вы сможете прочесть по цветным буквам.

Работа по группам. ( На партах лежат листы бумаги, на которых записаны слова и отдельные карточки с антонимами к этим словам.):

 

неряшливый                            мокрый

грубый                                      новый

громкий                                    истинный

работа                                       аккуратный

старый                                      тихий

ложный                                     нежный

сухой                                         отдых

  нежность

 

1.  Проверка. (1 ученик от группы у доски)

 - Как же называются слова, противоположные по смыслу? На доске: антонимы. (Открывается запись.)

Антонимы – это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за антонимами, учиться грамотно употреблять их в речи.

Путешествие в прошлое: Слово антоним произошло от греческого слова «анти» - против и «онима» - имя.

Проблема: какое слово необходимо поставить рядом со словом «грубый»?

Вывод: оказывается, антонимы отвечают на один и тот же вопрос.

- Тогда какое слово является антонимом для слова «грубый»? А нежность – лишнее слово. Попробуйте подобрать антоним к слову нежность. (грубость)

 

2.Словарная работа.

Что означают слова «истинный» и  «ложный»?

В ходе рассуждений на доске появляется:

 

Отвечают на один и тот же вопрос

Слова, противоположные по смыслу

                 АНТОНИМЫ                       

 

 

 

 

 

 

 

- Какую пару слов можно назвать лишней? (Работа – отдых, т.к. это существительное, а остальные – прилагательные)

Кот Леопольд предлагает отдохнуть.

Отдых (включаю отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда», где звучит песенка кота Леопольда)

- Давайте встанем и подпоем коту песенку. Кто не знает слов, тексты на столах.

 

II.               Работа по тексту песни.

 - Поработаем с текстом песни.

 - Найдем и подчеркнем антонимы.

В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно. Эти слова написаны на доске.

Проверка:  - Если правильно подчеркнули, рядом нарисуйте кружочек.

А кот Леопольд нашел в своей песне еще слова,  к которым подберите антонимы и запишите пары слов.

На доске: ясный (пасмурный)

                 добрый (злой)

                 высоко (низко)

Проверка: рядом с правильной парой нарисуйте кружочек.

- Встаньте, если вы набрали 4 - 5  кружочков. Поаплодируем ребятам. Молодцы!

 

III.     – Кот Леопольд предлагает поиграть в игру «Найди свою пару».

    Детям раздаются карточки со словами-антонимами, среди них слово, к которому нельзя подобрать антоним – парта, и одно лишнее – храбрец. Участники игры находят свою пару.

- Давайте послушаем, какие получились пары. Если дети правильно будут называть, будем  их тоже награждать аплодисментами.

- Почему без пары слово «молодость»? (Слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос.)

- Подберите к этому слову антоним.

- Почему же без пары остался ребенок со словом «парта»? (В русском языке есть слова, у которых нет антонимов. Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)

- Свою пару сумели найти все, о чем это говорит? ( На уроке мы научились правильно подбирать слова, противоположные по смыслу, употреблять их в речи при сравнении.)

Итог. – Так что же такое антонимы?

Дома. – Задание по выбору: 1.) Придумать и записать 3 – 4 пары антонимов.

                                                2.) Используя  антонимы, составить небольшой            

рассказ (3 – 4 предложения) о своей семье.

Сюрприз от кота Леопольда.  Отгадайте, что лежит в коробке. Подсказка – антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие)

- А кот Леопольд прощается с вами, благодарит за работу и сюрприз – это его оценка, благодарность за вашу работу. Без вашей сообразительности и активности, вряд ли получился урок. Кот Леопольд говорит вам «До свидания!»

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Sonya (25.06.2015)
Просмотров: 804 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016