Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 01:19


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Игры и упражнения в логопедической практике
«Найди и назови нужное слово»
Педагог предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
«Кто лучше слушает?»
Вариант 1: Педагог вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, и дает задание: "Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком «ш», а Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 — со звуком «ш», 5 — со звуком ж, 5 — где нет этих звуков). Предлагается такой набор слов: "шапка", "дом", "жук", "лиса", "ежик", "кошка", "тарелка", "вешалка", "лыжи", "карандаш", "бочка", "ножницы", "замок", "лужа", "крыша".
Вариант 2: Педагог вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3: Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж». Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков.
«Слова могут звучать громко и тихо»
Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу: "В уголок Аленка села, у Аленки много дела". Педагог предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки. Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".
«Какой звук есть во всех словах?»
Педагог произносит три – четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: "шуба", "кошка", "мышь" — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:
* жук, жаба, лыжи – ж; * чайник, ключ, очки – ч; * щетка, ящик, щавель – щ; * коса, усы, нос- с; * селедка, Сима, лось – сь; * коза, замок, зуб – з; * зима, зеркало, вазелин – зь; * цветок, яйцо, курица – ц; * лодка, стул, лампа – л; * липа, лес, соль – ль; * рыба, ковер, крыло – р; * рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
«Назови первый звук в слове»
Педагог показывает игрушку, например, Буратино, и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.
«Назови последний звук в слове»
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).
Педагог показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове "дверь" последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую — на мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
«Подумай, не торопись»
Педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
*Подбери слово, которое начинается на последний звук слова "стол".
*Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова "сыр" ("воробей", "грач" и т.д.)
*Подбери слово, чтобы первый звук был бы «к», а последний — «ш» ("карандаш", "камыш" и т. д.).
*Какое получится слово, если к «но» — прибавить один звук? ("нож", "нос"…).
*Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м» (мама моет Машу мочалкой).
*Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у» (бумага, дудочка, Буратино…).
Узнавание звука в словах
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками «р» и «рь», поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
Шутки-чистоговорки * Ря – ря – ря – синие моря; * рю – рю – рю — репу я варю; * арь – арь – арь — новый букварь; * ри – ри – ри — горят фонари; * ре – ре – ре — санки на горе; * орь – орь – орь — у Андрюши корь; * ра – ра – ра — высокая гора; * ро – ро – ро — новое перо; * ру – ру – ру — коза грызет кору; * ры – ры – ры — летят комары; * ор – ор – ор — у Ромы топор и т. д.
Скороговорки: шел Егор через двор, нес топор чинить забор; проворонила ворона вороненка; привез Пров Егору во двор дров гору; на горе, на горке горько ревет Егорка.
Образец работы над дифференциацией звуков «л – р», «ль – рь»
1) Выделение звуков л – ль, р – рь.
Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим ("Л-л-л"). А теперь вспомним песенку мотора ("Р-р-р").
Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л – ль, р – рь.
2) Шутки-чистоговорки: * Ло-ол-ор — у Ромы топор; * ло-ло-ро — у Лены перо; * ал-ар-ал — темный подвал; * ри-ри-ри — купили сухари; * ли-ли-ли — мы улицу мели; * ре-ре-ре — метель в январе; * ле-ле-ле — катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: "Суп надо солить. На пол не надо сорить". Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: "Суп надо…", "На пол не надо…".
4) Скороговорки: * Лара у Вали играет на рояле; * морская волна сильна и вольна; * рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов; * король — орел, орел — король.
5) Определение слов со звуками л – ль, р – рь в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
"Лыжи"
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
"Верный друг"
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.
Волшебный домик.
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.
Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).
Допиши букву.
Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.
Отгадай, кто я.
Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.
Ход игры: Учитель называет элементы букв, например, овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.
Полминутки на шутки.
Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Закричал охотник: "Ой, Двери гонятся за мной!"
Категория: Методические разработки | Добавил: natashaisonova (22.10.2012)
Просмотров: 859 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016