Игры, способствующие формированию и расширению «семантических полей» для младших школьников с ОНР.
Игры, способствующие формированию и расширению «семантических полей» для младших школьников с ОНР.
Мирошниченко Алла Николаевна учитель-логопед МБОУ «СОШ № 40» Игра «Что без чего?» Цели. Расширение объема словаря (обогащение наименованиями частей предметов), уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова). Оборудование. Лото «Что без чего?»: большие карты, разделенные на 6 квадратов, в верхних 3-х изображены предметы, у которых не хватает детали. В нижней половине карты пустые клетки. К каждой карте имеется набор из 3-х маленьких предметных картинок. Карта № 1. Развитие представлений о многозначности слова: дверь без ручки, кресло без ручки, сумка без ручки. Картинки: дверная ручка, ручка кресла, ручка сумки. Карта № 2. Развитие представлений о многозначности слова: цветок без ножки, стул без ножки, гриб без ножки. Картинки: стебель цветка, ножка стула, ножка гриба. Карта № З. Развитие представлений о внешнем облике предмeтoв посуды: кастрюля без ручки, чайник без носика, сахарница без крышки. Картинки: ручка кастрюли, носик чайника, крышка сахарницы. Карта № 4. Уточнение представлений о внешнем облике разных видов транспорта: самолет без крыла, грузовик без кузова, автомобиль без дверцы. Картинки: крыло самолета, кузов грузовика, дверца автомобиля. Карта № 5. Уточнение представлений о внешнем облике предметов одежды: кофта без рукава, рубашка без манжеты, платье без воротника. Картинки: рукав кофты, манжета рубашки, воротник платья. Карта № 6. Уточнение представлений о внешнем облике предметов обуви: ботинок без шнурка, туфля без каблука, кроссовки без язычка. Картинки: шнурок ботинка, каблук туфли, язычок кроссовки. Игра «О картинке я вам расскажу» «Взрослый показывает маленькую картинку обратной к детям стороной: «Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу». Опиcaниe картинок дается следующим образом. У этого предмета есть: . дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); . нитка, бусины (бусы); . ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель); . палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль); . дно, стенки (стакан); . дно, стенки, ручка (чашка); . крылья, кабина, хвост, мотор (самолет); . рукава, воротник, манжеты (рубашка); . спинка, сиденье, ножки (стул); . подошва, каблук, шнурки, нос, задник, мех (ботинки); . кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик); . тесто, крем, фрукты, шоколад (торт); . кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко); . сиденье, ножки (табурет); . каблук, подошва, нос, задник, стелька (туфля); . спинка, сиденье, ножки, подлокотники (кресло); . кабина, салон, колеса, руль, фары (автобус); . дно, крышка, стенки, ручка, носик (чайник). у него есть: . ствол, ветки, листья, корни, кора (дуб); . глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо); голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот); голова, туловище, лапки, хвостик, перья, крылья, клюв (воробей); . голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова); . голова, туловище, лапки, иголки (еж). Дети находят картинку по описанию частей предметов, называют ее и получают маленькую картинку-дубликат. Выиграет тот, кто скорее соберет большую карту. Если ребенок не узнал деталей описанного предмета, картинка откладывается в сторону. «Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу». Описание картинок дается следующим образом. Этот предмет: . нужен на кухне, в нем варят пищу (кастрюля); . растет на улице, его плоды любят свиньи (дуб); . надевают на шею, он служит для украшения (бусы); . растет на улице, украшает дом в Новый год (ель); . движется по воде, перевозит людей и грузы (корабль); нужен на кухне, из него пьют, держа всеми пальцами руки (стакан); . нужен на кухне, из этого предмета пьют, держа за ручку (чашка); Игра «О картинке я вам расскажу» Взрослый показывает маленькую картинку обратной к детям стороной: «Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу». Описание картинок дается следующим образом. Это… . ползает, шипит, жалит (змея); . прыгает, рычит, нападает (лев); . летает, жужжит, жалит (пчела); . летает, ползает, жужжит (жук); . летает, пищит, кусает (комар); думает, говорит, пишет (человек); . бодает, мычит, жует (корова); . скачет, возит, ржет (лошадь); . прыгает, квакает, ловит (лягушка); . лежит, ест, хрюкает (свинья); . грызет, скулит, лает (собака); . лакает, мяукает, умывается (кошка); . учит, спрашивает, объясняет (учитель); . строит, поднимает, устанавливает (строитель); . рисует, придумывает, раскрашивает (художник); . играет, исполняет, кланяется (музыкант); . сочиняет, придумывает, записывает (писатель); . измеряет, раскраивает, шьет (портниха); . воспитывает; учит, показывает (воспитатель); . продает, показывает, рассказывает (продавец). Дети находят картинку по описанию действий, называют ее и получают маленькую картинку-дубликат. Выигрывает тот, кто скорее соберет большую карту. Если ребенок не узнал предмет по названным действиям, картинка откладывается в сторону. Игра «Группировка слов» Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами. Содержание. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи. Существительные: . семантически далекие (кружка, шапка, стакан); . семантически близкие (малина, банан, рябина). Прилагательные: . семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный); . семантически близкие (тонкий, маленький, толстый). Глаголы: . семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил); . семантически близкие (зашел, вышел, залетел). Игра «Назови другим словом» Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч — кинуть мяч. Глядеть в окно — смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после понимания ими задания. Речевой материал: . тяжелое заболевание (болезнь); . малое дитя (ребенок); . длинный путь (дорога); . бросить мяч (кинуть); . быстро прыгает (скачет); . погасить свет (потушить); . глядеть в окно (смотpeть); . смелый человек (храбрый); . грустные глаза (печальные). Более сложным заданием является подбор синонимов к отдельным словам разных частей речи. Взрослый произносит слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?» В случае затруднений существительное, глагол, прилагательное или наречие предлагаются в. словосочетании: хороший артист, сказочный великан, приятный аромат и др. Речевой материал: . актер — артист; . великан — гигант, верзила; . аромат — запах; . ерунда — чепуха; . воин — боец; . друг — товарищ; . большой — крупный, огромный, громадный; . трусливый — пугливый, боязливый, робкий; радостный — веселый; . старый — дряхлый, ветхий; . ароматный — душистый; Игра «Исправь ошибку» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения, а во второй его части — на другой (будка маленькая, а дом каменный). Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части — о твердости. Правильно будет так: мел белый, а сажа черная или мел твердый, а сажа жидкая). Речевой материал: . будка маленькая, а дом каменный; . волк злой, а медведь толстый; . яблоко сладкое, а лимон желтый; . шкаф высокий, а тумбочка старая; . кофе горячий, а мороженое белое.