Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 04.12.2016, 11:12


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Игры, способствующие формированию и расширению «семантических полей» для младших школьников с ОНР.
Игры, способствующие формированию и расширению
«семантических полей» для младших школьников с ОНР.

Мирошниченко Алла Николаевна
учитель-логопед МБОУ «СОШ № 40»
Игра «Что без чего?»
Цели. Расширение объема словаря (обогащение наименованиями частей предметов), уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).
Оборудование. Лото «Что без чего?»: большие карты, разделенные на 6 квадратов, в верхних 3-х изображены предметы, у которых не хватает детали. В нижней половине карты пустые клетки. К каждой карте имеется набор из 3-х маленьких предметных картинок.
Карта № 1. Развитие представлений о многозначности слова: дверь без ручки, кресло без ручки, сумка без ручки.
Картинки: дверная ручка, ручка кресла, ручка сумки.
Карта № 2. Развитие представлений о многозначности слова: цветок без ножки, стул без ножки, гриб без ножки.
Картинки: стебель цветка, ножка стула, ножка гриба.
Карта № З. Развитие представлений о внешнем облике предмeтoв посуды: кастрюля без ручки, чайник без носика, сахарница без крышки.
Картинки: ручка кастрюли, носик чайника, крышка сахарницы.
Карта № 4. Уточнение представлений о внешнем облике разных видов транспорта: самолет без крыла, грузовик без кузова, автомобиль без дверцы.
Картинки: крыло самолета, кузов грузовика, дверца автомобиля.
Карта № 5. Уточнение представлений о внешнем облике предметов одежды: кофта без рукава, рубашка без манжеты, платье без воротника.
Картинки: рукав кофты, манжета рубашки, воротник платья.
Карта № 6. Уточнение представлений о внешнем облике предметов обуви: ботинок без шнурка, туфля без каблука, кроссовки без язычка.
Картинки: шнурок ботинка, каблук туфли, язычок кроссовки.
Игра «О картинке я вам расскажу»
«Взрослый показывает маленькую картинку обратной к детям стороной: «Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу». Опиcaниe картинок дается следующим образом.
У этого предмета есть:
. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
. нитка, бусины (бусы);
. ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
. палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
. дно, стенки (стакан);
. дно, стенки, ручка (чашка);
. крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
. рукава, воротник, манжеты (рубашка);
. спинка, сиденье, ножки (стул);
. подошва, каблук, шнурки, нос, задник, мех (ботинки);
. кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик);
. тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
. кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
. сиденье, ножки (табурет);
. каблук, подошва, нос, задник, стелька (туфля);
. спинка, сиденье, ножки, подлокотники (кресло);
. кабина, салон, колеса, руль, фары (автобус);
. дно, крышка, стенки, ручка, носик (чайник).
у него есть:
. ствол, ветки, листья, корни, кора (дуб);
. глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
голова, туловище, лапки, хвостик, перья, крылья, клюв (воробей);
. голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова);
. голова, туловище, лапки, иголки (еж).
Дети находят картинку по описанию частей предметов, называют ее и получают маленькую картинку-дубликат. Выиграет тот, кто скорее соберет большую карту. Если ребенок не узнал деталей описанного предмета, картинка откладывается в сторону.
«Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу».
Описание картинок дается следующим образом.
Этот предмет:
. нужен на кухне, в нем варят пищу (кастрюля);
. растет на улице, его плоды любят свиньи (дуб);
. надевают на шею, он служит для украшения (бусы);
. растет на улице, украшает дом в Новый год (ель);
. движется по воде, перевозит людей и грузы (корабль);
нужен на кухне, из него пьют, держа всеми пальцами руки (стакан);
. нужен на кухне, из этого предмета пьют, держа за ручку (чашка);
Игра «О картинке я вам расскажу»
Взрослый показывает маленькую картинку обратной к детям стороной: «Картинку вам не покажу, о картинке я вам расскажу». Описание картинок дается следующим образом. Это…
. ползает, шипит, жалит (змея);
. прыгает, рычит, нападает (лев);
. летает, жужжит, жалит (пчела);
. летает, ползает, жужжит (жук);
. летает, пищит, кусает (комар);
думает, говорит, пишет (человек);
. бодает, мычит, жует (корова);
. скачет, возит, ржет (лошадь);
. прыгает, квакает, ловит (лягушка);
. лежит, ест, хрюкает (свинья);
. грызет, скулит, лает (собака);
. лакает, мяукает, умывается (кошка);
. учит, спрашивает, объясняет (учитель);
. строит, поднимает, устанавливает (строитель);
. рисует, придумывает, раскрашивает (художник);
. играет, исполняет, кланяется (музыкант);
. сочиняет, придумывает, записывает (писатель);
. измеряет, раскраивает, шьет (портниха);
. воспитывает; учит, показывает (воспитатель);
. продает, показывает, рассказывает (продавец).
Дети находят картинку по описанию действий, называют ее и получают маленькую картинку-дубликат. Выигрывает тот, кто скорее соберет большую карту. Если ребенок не узнал предмет по названным действиям, картинка откладывается в сторону.
Игра «Группировка слов»
Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами.
Содержание. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи.
Существительные:
. семантически далекие (кружка, шапка, стакан);
. семантически близкие (малина, банан, рябина).
Прилагательные:
. семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный);
. семантически близкие (тонкий, маленький, толстый).
Глаголы:
. семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил);
. семантически близкие (зашел, вышел, залетел).
Игра «Назови другим словом»
Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.
Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч — кинуть мяч. Глядеть в окно — смотреть в окно».
Дети приступают к подбору синонимов только после понимания ими задания.
Речевой материал:
. тяжелое заболевание (болезнь);
. малое дитя (ребенок);
. длинный путь (дорога);
. бросить мяч (кинуть);
. быстро прыгает (скачет);
. погасить свет (потушить);
. глядеть в окно (смотpeть); .
смелый человек (храбрый);
. грустные глаза (печальные).
Более сложным заданием является подбор синонимов к отдельным словам разных частей речи. Взрослый произносит слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?» В случае затруднений существительное, глагол, прилагательное или наречие предлагаются в. словосочетании: хороший артист, сказочный великан, приятный аромат и др.
Речевой материал:
. актер — артист;
. великан — гигант, верзила;
. аромат — запах;
. ерунда — чепуха;
. воин — боец;
. друг — товарищ;
. большой — крупный, огромный, громадный;
. трусливый — пугливый, боязливый, робкий;
радостный — веселый;
. старый — дряхлый, ветхий;
. ароматный — душистый;
Игра «Исправь ошибку»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения, а во второй его части — на другой (будка маленькая, а дом каменный). Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части — о твердости.
Правильно будет так: мел белый, а сажа черная или мел твердый, а сажа жидкая).
Речевой материал:
. будка маленькая, а дом каменный;
. волк злой, а медведь толстый;
. яблоко сладкое, а лимон желтый;
. шкаф высокий, а тумбочка старая;
. кофе горячий, а мороженое белое.
Категория: Методические разработки | Добавил: Алла_Мирошниченко (23.03.2013) | Автор: Мирошниченко Алла Николаевна
Просмотров: 689 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016