Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 03.12.2016, 20:40


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [51]
Методические разработки [60]
Программы, дидактические игры
Доклады [64]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 362
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Использование элементов логоритмики в коррекции речевых нарушений старших дошкольников и младших школьников

Царевская Е.Г.,
учитель-логопед
МБОУ "ООШ №2".
 

Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Дословно логоритмика переводится – ритмичная речь. В основе логоритмических занятий лежит ритмическая организация деятельности детей.
Ритм является основой нашей жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Ритм способствует развитию двигательной сферы, речевой активности (говорим в определённом ритме, сложные слова проговариваем по слогам), развитию различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому логоритмика является одним из наиболее эффективных мероприятий по коррекции речевых и моторных нарушений.
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Одним из таких нарушений является дизартрия, когда расстройство произносительной и просодической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации, сочетается с недостаточной сформированностью общей и мелкой моторики.
В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Структура логоритмического занятия, включает в себя следующие элементы, каждый из которых может быть использован как самостоятельное упражнение:
• логопедическую (артикуляционную) гимнастику;
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

Логоритмические упражнения широко представлены в работах М. Ю. Картушиной, Н. В. Нищевой, И. С. Лопухиной.

Примерные логоритмические упражнения для включения в структуру логопедического занятия:
Помидор
(логоритмическое упражнение с карандашами).

Толстопузый помидор

Перелез через забор,

Как весёлый красный шар
Покатился на базар.
Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат.
Подал звонкий голосок:
- Продаю томатный сок! В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши;
кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза;
держим карандаши на весу по одному в руке, ритмично вращая друг вокруг друга;
в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую;
один карандаш скользит по другому;
ритмично стучим торцами карандашей друг о друга;
ритмично стучим карандашами по столу одновременно.
.
Если нравится тебе
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай всё. 2 щелчка пальцами над головой;
2 хлопка в ладоши;
2 хлопка по коленкам;
топаем обеими ногами по очереди;
протянуть руки вперёд;
повторить последовательно все движения.
Дрова (парное упражнение)
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два: будут на зиму дрова. Имитируем движение пилы (правой рукой)
затем левой рукой;
«пилим» по парам, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Лужи
Шлёп-шлёп-шлёп – иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп – вода на спинке.
Буль-буль-буль – упала шапка.
Ой-ой-ой – кругом вода.
Да-да-да – себя так жалко!
Одевайтесь в дождь всегда. Ритмично постукиваем ладонями по коленям;
ритмично топаем ногами;
ритмично щёлкаем пальцами сверху вниз;
ритмично похлопываем руками скрестно за плечами;
ритмично делаем «пружинку»;
кружимся;
ритмично киваем головой;
грозим указательным пальцем.

Налим
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять. Ладони сложены, плавные движения, как плавниками;
ладони раздвинуты, движения двумя ладошками порознь;
руки сложены накрест, взмахи ладонями;
«колечко» от указательных пальцев к мизинцам;
сжимаем-разжимаем кулачки;
загибаем пальчики, начиная с большого.

Лентяи
- Братец, принеси дрова!

- Разболелась голова!
- Средний, ты наколешь дров?
- Я сегодня нездоров!
- Ну, а ты затопишь печку?
- Ой, болит моё сердечко!
- Ты, меньшой, свари обед!
- У меня силёнок нет.
- Что же, сделаю всё сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
- Мы уже здоровы! Рука в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных;
Указательные пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагиваются до средних;
средние пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагивается до безымянных;
безымянные пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев;
мизинцы распрямляем и сгибаем;
сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты;
двигаем большими пальцами влево-вправо;

распрямить все пальцы, большие соединить.

Литература:
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Сфера, 2004.
2. Речедвигательная ритмика. Мухина А.Я., «Астрель», М.-2009г.
3. Логопедия. Учебное пособие. Под.ред. Волковой Л.С., ГИЦ «Владос», М.-2008г.
4. Логопедическая ритмика. Учебное пособие. Волкова Г.А., ГИЦ «Владос», М.-2002г.
5. Конспекты логоритмических занятий с детьми. Картушина М.Ю.,
ТЦ «Сфера, М.-2008г.
6. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 19997.
7. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – С.-П. Детство-Пресс, 2011

Категория: Методические разработки | Добавил: Царевская (12.11.2015)
Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2016