Класс: 2
Особенности класса:углубленное изучение предметов художественного цикла.
Цель открытого урока:показать навык формирования трудовых приемов в аппликации с учетом особенностей класса (связь с эстетическим воспитанием).
Тип урока:учебное занятие закрепления знаний
Дидактическая цель урока:закрепить технику выполнения контурной мозаики с элементами сплошной
Задачи:
Эстетические:
- развивать у учащихся способность к творчеству, воображение (передача формы и цвета в стилизованном виде), представление о цветовом соотношении (колорите),
- учить наблюдать форму предмета, его цвет, индивидуальные характеристики, присущие этому предмету.
Трудовые:
- воспитание точности, аккуратности;
- формирование терпения, стремления довести начатое дело до конца;
- прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.
Обучающие:
- закрепить умение выполнять контурную мозаику на примере симметричного изделия «бабочка»;
- соединение в одной работе двух технических операций в аппликации;
- самостоятельная работа учащихся по коллективно составленному плану.
Форма организации урока: фронтальная работа. Коллективная мыслительная деятельность по составлению плана выполнения объекта труда.
Планирование времени и организация этапов деятельности урока
№ п/п |
Содержание материала занятия
|
Время (мин)
|
Организация деятельности
|
учителя
|
учащихся
|
1
|
Организационно-ориентировочный этап
|
3
|
Сообщение темы и целей урока
|
Восприятие информации через вопрос-ответ. Готовность класса к уроку.
|
2
|
Познавательный этап
|
32
|
- восприятие и коррекция опорных знаний;
- повторение и анализ основных этапов деятельности: что известно; что будет нового; планирование работы;
|
- слушают, отвечают на вопросы беседы;
- совместно с учителем намечают этапы деятельности по выполнению изделия:
- самостоятельно выполняют задание под контролем и с помощью учителя.
|
3
|
Аналитический этап
|
5
|
Анализ работ учащихся, выделение наиболее удачных
|
Закрепление информации, полученной на уроке, в ходе беседы.
|
Ход урока
Учитель:
– Сегодня на уроке вы выполните очень интересную работу, а объект труда узнаете, отгадав загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Вы сделаете мозаику из рваной бумага - бабочку.
– Какие работы способом обрывания вы уже делали?
– Где можно использовать аппликацию, которую мы будем делать? (Для украшения комнаты, сделать открытку. Красивая аппликация – хороший подарок).
– Когда в природе мы можем увидеть первых бабочек? (Ранней весной)
– Каких бабочек вы наблюдали у нас в городе, на даче, в деревне? Опишите их.
Да, в Кировской области встречаются: капустница, крапивница, белянка, голубянка, траурница и другие.
– Сколько крыльев у бабочки?
Учитель:
– Закройте глаза, мысленно представьте бабочку.
Кругом нежная зелень молодых листьев, первых цветов. Бабочки... Как не любоваться ими, роскошно окрашенными, весело и деловито порхающими с цветка на цветок.
Познакомимся со строением бабочки. Тело делится на 3-й отдела:
На голове глаза, усики, хоботок. На груди две пары крыльев и три пары ног. Учитель читает.
– Послушайте отрывок из книги «Гости на цветке»:
«Держу в руке цветок и смотрю на бабочку. Она пошла по цветку, перебирая цепкими, тонкими лапками с коготками. Бабочка начинает раскручивать свой хоботок. Хоботок длинный, тонкий, закручен в спираль. Вот она его раскрутила и опустила внутрь цветка. Хоботком пьёт нектар - сладкий сок. Бабочка вытащила голову из цветка, хоботок снова скрутила в спиральку.
Рассматриваю глаза. Они большие, золотистые. Как два зеркальных шара.
Ребята, если вы летом окажитесь в поле или на лугу, не срывайте цветы, садитесь рядом, сидите тихо и ждите. Обязательно прилетит бабочка, а может быть две, три».
– Так я сама познакомилась со многими насекомыми и вам советую.
|
|
– Что вы можете сказать о голове бабочки?
– Какую форму имеет тело насекомого?
– Как расположены крылья мотылька? (симметрично)
|
- Приём «Рисование в воздухе двумя руками».
|
|
– Попробуйте в воздухе двумя руками нарисовать сначала тело бабочки, а затем две пары крыльев.
|
- Симметрия – зеркальное отражение целой фигуры или одной её части, в другой относительно осевой линии.
|
|
– Вспомните и объясните, как сделать симметричную форму бабочки из бумаги? (Согнуть лист бумаги пополам. Приложить шаблон к оси симметрии и обвести его карандашом, а потом вырвать контур бабочки).
– Какой фон лучше взять для аппликации? Объясните свой выбор.
– Посмотрите и скажите, каким способом делаем детали из бумага? (Способом обрывания).
– Да, края таких деталей получаются неровными. Они создают впечатление пушистости, шероховатости. Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, заготовленных способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.
– Что мы выполняем в данном объекте контурной мозаикой? (Крылья, узоры).
– А что сплошной? (Тело).
|
- Показ и обсуждение возможных мотивов для аппликации
|
|
– Чтобы бабочка получилась нарядной, необходимо подобрать узор и красивые цветовые сочетания (колорит).
– Предлагаю вам составить узор из геометрических фигур: кругов, овалов.
– До наклеивания все детали узора разложите на листе бумаги и ещё раз проверьте сочетания цветов. Можно использовать контрастные цвета черный - желтый, красный - синий.
– Как легче наклеивать мелкие детали на крупную фигуру? (Можно промазать клеем небольшую часть и накладывать заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть. А для сплошной мозаики можно площадь внутри контура смазать клеем, наложить детали и слегка прижать).
|
С/р учащихся: Приступайте к работе, можно пользоваться планом.
- Сложи лист бумаги пополам.
- Приложи шаблон к оси симметрии и обведи его карандашом.
- Вырви контур бабочки.
- Подбери фон.
- Нарви кусочки бумаги нужного цвета.
- Подбери узор
- Наклей мелкие детали
Обсуждение готовых работа (выбор удачных). Отметить достоинства.
– Какой известный способ выполнения аппликации мы сегодня применили? (Способ обрывания).
– Какую мозаику вы запомнили? (Контурную и сплошную).
– Как вы думаете, кто активно работал на уроке?
ЛИТЕРАТУРА
- М.П. Корнелио «Школьный атлас - определитель бабочек» Москва, «Просвещение» 1986.
- И.А. Щебелыкин «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1990.
- Ю. Дмитриев и другие. «Книга природы» Москва «Детская литература» 1990.
- Р. Варшамов «Гости на цветке».
|