Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 03.05.2024, 07:21


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Методическая копилка [3] Полезные файлы [53]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Полезные файлы

ПРОГРАММА практического курса «МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ» (для младших школьников)
28.09.2010, 19:19
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

ПРОГРАММА
практического курса
«МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ»
(для младших школьников)

Составила:
учитель-логопед
Черепкова Д.А

г. Старый Оскол
2009г.

Пояснительная записка.
Актуальность программы:
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Актуальность работы обусловлена также огромной ролью языка и речи в психическом развитии детей.
Данный курс рассчитан на учащихся начальных классов и направлен на развитие коммуникативной компетенции детей, их способность налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности.

Цели программы:
- развитие уникального человеческого дара - дара слова, совершенствование устной речи, её выразительности и связности;
- развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д);
- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

Задачи программы:
1. Познакомить с нормами литературного языка.
2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения.
3. Формировать основы рефлексии.
4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на собеседника (положительно).
5. Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия.

Практический курс рассчитан на 35 занятий, составлен с учётом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста, уровня их знаний и умений. Включает в себя преимущественно коллективные, игровые и творческие формы работы, что способствует более эффективному усвоению материала.

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.
Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально.
Речевая разминка проводится в начале занятия, иногда можно менять её место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений:
- дыхательные;
-артикуляционные;
-фонетические;
-дикционные.
Их цели: подготовка речевого аппарата к говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом.
Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Вдох - короткий, выдох - длинный. Воздух набираем через нос, а на выдохе считаем (хором), увеличивая счёт постепенно до десяти. Время проведения 3-5 минут. Их лучше проводить в начале занятия.
Фонетические упражнения - цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определённых звуков.
Артикуляционные упражнения - цель: контроль над правильным звукопроизношением.
Дикционные упражнения – комплексно решает все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, чётко произносить звуки.
Речевая разминка состоит из 1-2 упражнений в течение 3 – 4 минут.
Основные средства обучения
• игры словесно-логические;
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
• этюды;
• импровизации;
• моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
• анализ заданных ситуаций;
• свободное и тематическое рисование;
• чтение художественных произведений;
• беседы;
• упражнения по развитию выразительности исполнения(вербальной и невербальной).

Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживлённым:
- различные модели;
- раздаточный изобразительный материал;
- аудиокассеты и др.
Дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике.
Оценка успехов поддерживает желание заниматься.
Целью завершающей части является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы.
Ожидаемые результаты:
Речевой этикет: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности, пожелания. Интонационная выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения).
Культура взаимоотношения: считаться с мнениями и интересами других, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, сотрудничать во всех видах деятельности, уважать взрослых, внимание и терпимость к детям. Обосновывать своё мнение.
Умения:
Использовать в речи слова: будьте здоровы, счастливого пути, мы рады встрече, будьте добры, будьте любезны, мне бы хотелось, всего вам доброго.
Считаться с мнением сверстников. Сотрудничать в различных видах деятельности. Обосновывать своё мнение.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ.

Практический курс включает шесть разделов.
Раздел 1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми)
Правила поведения и общения с взрослыми. Знакомство с разными людьми помогает узнать о том, как они живут, о чём думают, что знают. Знать правила знакомства. Для создания доброжелательных отношений следует обращаться друг к другу по имени. У каждого народа свои имена, которые звучат по-разному, человек получает фамилию, имя при рождении; отчество от отца Значение семьи в нашей жизни. Что может сделать ребёнок для семьи. У каждой семьи есть своя история. Наши друзья – животные, животные, живущие в доме и др.

Раздел 2. Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками).
Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Мои друзья в школе. Ссоры и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др.

Раздел 3. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).
Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки). Выражение одной мысли различными структурами предложений. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Правила общения. Цели общения. Понимание друг друга и др. Мастерская успешного общения. Давай дружить с тобой, волшебница природа!

Раздел 4. Речевой этикет (формы обращения – благодарность, приветствие, прощание, обращение – просьба, извинения).
Зачем нужна вежливость. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно – этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинам и др.

Раздел 5. Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).
Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре.
- Я принимаю гостей. Я в гостях (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом).
Композиционное построение рассказа. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Обучение рассказыванию в парах. Как развить смелость, уверенность в себе и др.

Раздел 6. Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и др. текстов).
Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец);
Пересказ рассказов и сказок, сочинение детьми сказок: волшебных, бытовых и о животных (а также по моделям);
Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре);
Сочинение детьми рассказов: по памяти (на основе личного или коллективного опыта), по воображению (небылиц, реалистических или фантастических повествований);
Составление писем, придумывание начала или конца к сюжету по картине, сочинение рассказов на нравственно-этические темы, составление текстов-рассуждений, текстов-доказательств.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
практического курса

" МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ"

Мир взрослых людей
(развитие потребности общения с взрослыми)

1.1.Тема:"Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!"
Формы и методы обучения: : Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики…
Формы и методы обучения: Речевая ситуация, упражнения на интонационную выразительность. Обеспечение: сказочный персонаж.
1.2.Тема:"Моё любимое имя!"
Формы и методы обучения: :Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм.
Формы и методы обучения: Речевая ситуация.
Обеспечение: Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка.
1.3.Тема:"Что в имени моём?"
Формы и методы обучения: Знакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов.
Обеспечение:Предметные картинки.
1.4Тема: "Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!"
Формы и методы обучения: Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц.
Обеспечение: Рисунки родословного дерева, карандаши, вырезки из журналов, открытки для составления картины-аппликации «Моя семья».
1.5. Тема:"Есть ли семья у ….?" Учить рассуждать, объяснять и доказывать.
Формы и методы обучения: Развитие артикуляционного аппарата. Речевая ситуация, игра «Кто у кого?»
Обеспечение: Предметные картинки, панно зелёного луга, силуэты животных.
1.6. Тема:"Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!"
Формы и методы обучения: Развивать понимание детей о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику. Речевая разминка, Беседа по теме. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра –драматизация «Всё в порядке».
Обеспечение: Пиктограммы.
1.7.Тема:"Я с бабушкой своей дружу…"
Формы и методы обучения: Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим. Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?», задание «Расшифруй пословицу», игровая ситуация. Обеспечение: Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи»
1.8.Тема:" Дом, в котором я живу."
Формы и методы обучения: Воспитывать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей. Речевая ситуация.
Игра «покажи, не называя», «Кто скорее соберёт».
Игра « Кто, где живёт».
Обеспечение:Письмо от марсиан, предметные картинки мебели, план-схема.
1.9.Тема: "Моё любимое животное"
Формы и методы обучения: Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества. Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа.
Дид. игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки». Рассказы в картинках.
Обеспечение: Изобразительный. материал, тонированные листья.
1.11. Тема:"Собака в жизни человека"
Формы и методы обучения: Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания
Чтение стихотворения, беседа по теме. Дид игра «Чей хвост?»
Обеспечение:Картинки (открытки) с изображением собак разных пород, фото собственных домашних животных.
Давай играть вместе
(развитие потребности в общении со сверстниками)
2.1.Тема:" Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят."
Формы и методы обучения: Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова. Дикционное упражнение, беседа, разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество». Дид. игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
Обеспечение: Предметные картинки, муз сопровождение.
2.2. Тема:"Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья."
Формы и методы обучения: Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации. Дыхательное и дикционное упражнения, беседа, составление рассказа.
Обеспечение: Схемы, карандаши, бумага.
2.3.Тема:" Винтики – конфеточки - мальчики и девочки."
Формы и методы обучения: Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память и произносительные навыки. Артикуляционная. гимнастика дид. игры., этюд, игровая ситуация.
Обеспечение: Предметные картинки.
2.4.Тема:"Ссоры и споры"
Формы и методы обучения: Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность . Дикционные упражнения. Речевая ситуация. Игра-головоломка. Этюд.
Обеспечение: Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.
2.5.Тема: «Если весело живётся». Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.
Формы и методы обучения: Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, игровая ситуация, дид. игра.
Обеспечение:Колпачок для петрушки, серия картинок.
2.6.Тема:" Весёлая хохотальница-перепутаница."
Формы и методы обучения: Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать.
Развивать творческое воображение, память, внимание. Речевая разминка, речевая ситуация.
Худ. слово, беседа по теме.
Обеспечение: Предметные картинки.
2.7.Тема:" Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем"
Формы и методы обучения: Уточнить понятие «скороговорка».Развитие дикции. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно. Речевая разминка, речевая ситуация, словесные игры.
Обеспечение: Пиктограммы.
2.8.Тема:" В мире звуков."
Формы и методы обучения: Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха Речевая разминка, речевая ситуация.
Обеспечение: Предметные картинки
Секреты твоего успеха
(язык общения, навык общения с внешним миром)
3.1.Тема:" Мои умные помощники."
Формы и методы обучения: Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка. Речевая разминка, ситуация, лексико-грамматические игры и упражнения, словесные игры. обеспечение:Предметные картинки, изобразительный материал, пиктограммы эмоций.
3.2.Тема:" Язык жестов и движений."
Формы и методы обучения: Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнёра. Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения. Дикционное упражнение, речевая ситуация, этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра.
3.3.Тема:" Общение на расстоянии."
Формы и методы обучения: Познакомить учащихся с целями и средствами общения. Активизация мыслительной деятельности. Речевая разминка, речевая ситуация, игровая ситуация.
Обеспечение: предметные картинки.
3.4.Тема:" Напишите мне письмо."
Формы и методы обучения: Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм. Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово.
Обеспечение: Предметы и их картинки.
3.5.Тема:" Самое удивительное чудо на свете."
Формы и методы обучения: Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесные игры
Обеспечение: Книги.
3.6.Тема:" Зрители и актёры."
Формы и методы обучения: Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа по теме.
3.7.Тема:" Умеет ли разговаривать природа."
Формы и методы обучения: Закрепить правила поведения, общения с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.
3.8. Тема:"Путешествие в лес."
Формы и методы обучения: Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным Речевая разминка, игра-инсценировка, речевая ситуация, беседа по теме.
Обеспечение: Маски-шапочки.
Речевой этикет
(формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение.)
4.1.Тема:" Всё начинается со слова «Здравствуйте»
Формы и методы обучения: Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрыть значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи. Учить, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Речевая разминка, речевая ситуация. Худ. слово. Словесные игры
4.2.Тема:" Это слово говорят, если вас благодарят."
Формы и методы обучения: Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения. Речевая разминка, речевая ситуация.
4.3. Тема:"Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)"
Формы и методы обучения: Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки. Речевая гимнастика, речевая ситуация, игровая ситуация.
4.4.Тема:" Когда без извинения не обойтись?"
Формы и методы обучения: Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесная игра, обыгрывание ситуации.
Обеспечение: Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость»
4.5. Тема:"Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)"
Формы и методы обучения: Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.
Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки. Речевая разминка, речевая ситуация. Художественное слово.
Обеспечение: Предметные картинки.
Искусство спора и диалога
(мини-диалоги, речевые формулы общения)
5.1.Тема:" Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)."
Формы и методы обучения: Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Речевая разминка, игровая ситуация, худ. слово.
Обеспечение: Мяч, предметные картинки,
5.2Тема:" У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)"
Формы и методы обучения: Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения. Закрепить правила общения по телефону. Речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон».
Обеспечение: Телефонный аппарат, предметные картинки
5.3.Тема:"В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)."
Формы и методы обучения: Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Назови одним словом», худ. слово.
Обеспечение:Предметные картинки по теме.
5.4.Тема:" К нам гости пришли!"
Формы и методы обучения: Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу. Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, лексико-грамматическая игра.
Обеспечение: Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.
5.5. Тема:"Угощения в День рождения".
Формы и методы обучения: Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения. Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра. Обеспечение: Предметные картинки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.

Категория: Полезные файлы | Добавил: Diana
Просмотров: 9468 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024