МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» ПРОГРАММА практического курса «МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ» (для младших школьников) Составила: учитель-логопед Черепкова Д.А г. Старый Оскол 2009г. Пояснительная записка. Актуальность программы: Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа. Актуальность работы обусловлена также огромной ролью языка и речи в психическом развитии детей. Данный курс рассчитан на учащихся начальных классов и направлен на развитие коммуникативной компетенции детей, их способность налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. Цели программы: - развитие уникального человеческого дара - дара слова, совершенствование устной речи, её выразительности и связности; - развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности); - расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д); - развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости; - развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей. Задачи программы: 1. Познакомить с нормами литературного языка. 2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения. 3. Формировать основы рефлексии. 4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на собеседника (положительно). 5. Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия. Практический курс рассчитан на 35 занятий, составлен с учётом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста, уровня их знаний и умений. Включает в себя преимущественно коллективные, игровые и творческие формы работы, что способствует более эффективному усвоению материала. МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ. Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения. Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально. Речевая разминка проводится в начале занятия, иногда можно менять её место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений: - дыхательные; -артикуляционные; -фонетические; -дикционные. Их цели: подготовка речевого аппарата к говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом. Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Вдох - короткий, выдох - длинный. Воздух набираем через нос, а на выдохе считаем (хором), увеличивая счёт постепенно до десяти. Время проведения 3-5 минут. Их лучше проводить в начале занятия. Фонетические упражнения - цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определённых звуков. Артикуляционные упражнения - цель: контроль над правильным звукопроизношением. Дикционные упражнения – комплексно решает все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, чётко произносить звуки. Речевая разминка состоит из 1-2 упражнений в течение 3 – 4 минут. Основные средства обучения • игры словесно-логические; • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); • этюды; • импровизации; • моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний; • анализ заданных ситуаций; • свободное и тематическое рисование; • чтение художественных произведений; • беседы; • упражнения по развитию выразительности исполнения(вербальной и невербальной). Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживлённым: - различные модели; - раздаточный изобразительный материал; - аудиокассеты и др. Дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике. Оценка успехов поддерживает желание заниматься. Целью завершающей части является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы. Ожидаемые результаты: Речевой этикет: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности, пожелания. Интонационная выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения). Культура взаимоотношения: считаться с мнениями и интересами других, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, сотрудничать во всех видах деятельности, уважать взрослых, внимание и терпимость к детям. Обосновывать своё мнение. Умения: Использовать в речи слова: будьте здоровы, счастливого пути, мы рады встрече, будьте добры, будьте любезны, мне бы хотелось, всего вам доброго. Считаться с мнением сверстников. Сотрудничать в различных видах деятельности. Обосновывать своё мнение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ. Практический курс включает шесть разделов. Раздел 1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми) Правила поведения и общения с взрослыми. Знакомство с разными людьми помогает узнать о том, как они живут, о чём думают, что знают. Знать правила знакомства. Для создания доброжелательных отношений следует обращаться друг к другу по имени. У каждого народа свои имена, которые звучат по-разному, человек получает фамилию, имя при рождении; отчество от отца Значение семьи в нашей жизни. Что может сделать ребёнок для семьи. У каждой семьи есть своя история. Наши друзья – животные, животные, живущие в доме и др. Раздел 2. Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками). Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Мои друзья в школе. Ссоры и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др. Раздел 3. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром). Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки). Выражение одной мысли различными структурами предложений. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Правила общения. Цели общения. Понимание друг друга и др. Мастерская успешного общения. Давай дружить с тобой, волшебница природа! Раздел 4. Речевой этикет (формы обращения – благодарность, приветствие, прощание, обращение – просьба, извинения). Зачем нужна вежливость. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно – этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинам и др. Раздел 5. Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения). Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре. - Я принимаю гостей. Я в гостях (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Композиционное построение рассказа. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Обучение рассказыванию в парах. Как развить смелость, уверенность в себе и др. Раздел 6. Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и др. текстов). Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец); Пересказ рассказов и сказок, сочинение детьми сказок: волшебных, бытовых и о животных (а также по моделям); Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре); Сочинение детьми рассказов: по памяти (на основе личного или коллективного опыта), по воображению (небылиц, реалистических или фантастических повествований); Составление писем, придумывание начала или конца к сюжету по картине, сочинение рассказов на нравственно-этические темы, составление текстов-рассуждений, текстов-доказательств. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ практического курса " МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ" Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми) 1.1.Тема:"Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!" Формы и методы обучения: : Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики… Формы и методы обучения: Речевая ситуация, упражнения на интонационную выразительность. Обеспечение: сказочный персонаж. 1.2.Тема:"Моё любимое имя!" Формы и методы обучения: :Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм. Формы и методы обучения: Речевая ситуация. Обеспечение: Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. 1.3.Тема:"Что в имени моём?" Формы и методы обучения: Знакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Обеспечение:Предметные картинки. 1.4Тема: "Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!" Формы и методы обучения: Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. Обеспечение: Рисунки родословного дерева, карандаши, вырезки из журналов, открытки для составления картины-аппликации «Моя семья». 1.5. Тема:"Есть ли семья у ….?" Учить рассуждать, объяснять и доказывать. Формы и методы обучения: Развитие артикуляционного аппарата. Речевая ситуация, игра «Кто у кого?» Обеспечение: Предметные картинки, панно зелёного луга, силуэты животных. 1.6. Тема:"Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!" Формы и методы обучения: Развивать понимание детей о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику. Речевая разминка, Беседа по теме. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра –драматизация «Всё в порядке». Обеспечение: Пиктограммы. 1.7.Тема:"Я с бабушкой своей дружу…" Формы и методы обучения: Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим. Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?», задание «Расшифруй пословицу», игровая ситуация. Обеспечение: Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи» 1.8.Тема:" Дом, в котором я живу." Формы и методы обучения: Воспитывать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей. Речевая ситуация. Игра «покажи, не называя», «Кто скорее соберёт». Игра « Кто, где живёт». Обеспечение:Письмо от марсиан, предметные картинки мебели, план-схема. 1.9.Тема: "Моё любимое животное" Формы и методы обучения: Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества. Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа. Дид. игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки». Рассказы в картинках. Обеспечение: Изобразительный. материал, тонированные листья. 1.11. Тема:"Собака в жизни человека" Формы и методы обучения: Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания Чтение стихотворения, беседа по теме. Дид игра «Чей хвост?» Обеспечение:Картинки (открытки) с изображением собак разных пород, фото собственных домашних животных. Давай играть вместе (развитие потребности в общении со сверстниками) 2.1.Тема:" Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят." Формы и методы обучения: Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова. Дикционное упражнение, беседа, разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество». Дид. игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Обеспечение: Предметные картинки, муз сопровождение. 2.2. Тема:"Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья." Формы и методы обучения: Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации. Дыхательное и дикционное упражнения, беседа, составление рассказа. Обеспечение: Схемы, карандаши, бумага. 2.3.Тема:" Винтики – конфеточки - мальчики и девочки." Формы и методы обучения: Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память и произносительные навыки. Артикуляционная. гимнастика дид. игры., этюд, игровая ситуация. Обеспечение: Предметные картинки. 2.4.Тема:"Ссоры и споры" Формы и методы обучения: Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность . Дикционные упражнения. Речевая ситуация. Игра-головоломка. Этюд. Обеспечение: Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. 2.5.Тема: «Если весело живётся». Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность. Формы и методы обучения: Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, игровая ситуация, дид. игра. Обеспечение:Колпачок для петрушки, серия картинок. 2.6.Тема:" Весёлая хохотальница-перепутаница." Формы и методы обучения: Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание. Речевая разминка, речевая ситуация. Худ. слово, беседа по теме. Обеспечение: Предметные картинки. 2.7.Тема:" Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем" Формы и методы обучения: Уточнить понятие «скороговорка».Развитие дикции. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно. Речевая разминка, речевая ситуация, словесные игры. Обеспечение: Пиктограммы. 2.8.Тема:" В мире звуков." Формы и методы обучения: Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха Речевая разминка, речевая ситуация. Обеспечение: Предметные картинки Секреты твоего успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) 3.1.Тема:" Мои умные помощники." Формы и методы обучения: Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка. Речевая разминка, ситуация, лексико-грамматические игры и упражнения, словесные игры. обеспечение:Предметные картинки, изобразительный материал, пиктограммы эмоций. 3.2.Тема:" Язык жестов и движений." Формы и методы обучения: Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнёра. Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения. Дикционное упражнение, речевая ситуация, этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра. 3.3.Тема:" Общение на расстоянии." Формы и методы обучения: Познакомить учащихся с целями и средствами общения. Активизация мыслительной деятельности. Речевая разминка, речевая ситуация, игровая ситуация. Обеспечение: предметные картинки. 3.4.Тема:" Напишите мне письмо." Формы и методы обучения: Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм. Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово. Обеспечение: Предметы и их картинки. 3.5.Тема:" Самое удивительное чудо на свете." Формы и методы обучения: Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесные игры Обеспечение: Книги. 3.6.Тема:" Зрители и актёры." Формы и методы обучения: Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа по теме. 3.7.Тема:" Умеет ли разговаривать природа." Формы и методы обучения: Закрепить правила поведения, общения с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. 3.8. Тема:"Путешествие в лес." Формы и методы обучения: Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным Речевая разминка, игра-инсценировка, речевая ситуация, беседа по теме. Обеспечение: Маски-шапочки. Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение.) 4.1.Тема:" Всё начинается со слова «Здравствуйте» Формы и методы обучения: Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрыть значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи. Учить, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Речевая разминка, речевая ситуация. Худ. слово. Словесные игры 4.2.Тема:" Это слово говорят, если вас благодарят." Формы и методы обучения: Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения. Речевая разминка, речевая ситуация. 4.3. Тема:"Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)" Формы и методы обучения: Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки. Речевая гимнастика, речевая ситуация, игровая ситуация. 4.4.Тема:" Когда без извинения не обойтись?" Формы и методы обучения: Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесная игра, обыгрывание ситуации. Обеспечение: Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость» 4.5. Тема:"Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)" Формы и методы обучения: Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки. Речевая разминка, речевая ситуация. Художественное слово. Обеспечение: Предметные картинки. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) 5.1.Тема:" Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)." Формы и методы обучения: Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Речевая разминка, игровая ситуация, худ. слово. Обеспечение: Мяч, предметные картинки, 5.2Тема:" У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)" Формы и методы обучения: Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения. Закрепить правила общения по телефону. Речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон». Обеспечение: Телефонный аппарат, предметные картинки 5.3.Тема:"В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)." Формы и методы обучения: Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Назови одним словом», худ. слово. Обеспечение:Предметные картинки по теме. 5.4.Тема:" К нам гости пришли!" Формы и методы обучения: Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу. Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, лексико-грамматическая игра. Обеспечение: Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки. 5.5. Тема:"Угощения в День рождения". Формы и методы обучения: Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения. Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра. Обеспечение: Предметные картинки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002. Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993. Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997. Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001. Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4. Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994. Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996. КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996. Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995. Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001. Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
|