Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Среда, 08.05.2024, 05:16


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Методическая копилка [3] Полезные файлы [53]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Полезные файлы

Речевое развитие младших школьников средствами логоритмики.
26.12.2011, 21:09
В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов наряду с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом и психическом развитии становятся его интеграция и адаптация в социуме.
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые, в свою очередь, препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта. Помощь в адаптации к школе осуществляется, в том числе и на логопедических занятиях.
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Изучив методические рекомендации и обширный практический материал многих авторов (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.), мы впервые применили эти приемы на логопедических занятиях в 2007-2008 учебном году. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
 развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики;
 развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе);
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
 формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
 формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
 увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов.
Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
Содержание двигательного и речевого материала, последовательность коррекционной работы варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков, в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
1 Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами 1 Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения
1 Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие речевого дыхания
Чистоговорки для автоматизации и
дифференциации звуков,
фонопедические упражнения 1 Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. 1 Развитие эмоциональной сферы,
ассоциативно-образного мышления,
выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. 1 Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества 1 Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия мы не всегда включаем все перечисленные элементы. Мы считаем, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной.
Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы мы предлагаем родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.



Список литературы:
1.И.Ю. Левченко «Патопсихология: теория и практика». - М.: Издательский центр «Академия», 2000;
2.Н.А. Рычкова «Логопедическая ритмика». - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998;
3.Т.Г. Визель «Как вернуть речь». – М.: В.Секачёв, 1998;
4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий » - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Категория: Полезные файлы | Добавил: Diana
Просмотров: 4082 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024