Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 02.05.2024, 01:37


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте [9]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи, подготовка к обучению грамоте

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова: подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.). коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сна-чала по подражанию, затем в самостоятельной речи. Данный этап проходит в следующем порядке: уточнения артикуляции сохранных звуков; проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/

Согласный + гласный /ба-ба-ба/;

Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/

Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/

Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/

Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/

Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/ проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам,

составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в нара-щивании количества и использовании различных типов слогов:

Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

Односложные слова (дом, мак).

Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

Односложные  слова со  стечением согласных в конце  слова (лифт, зонт).

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино) [2].

 

основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

 

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников

ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе [1].Ребенок 6 лет должен уметь воспроизводить слова: из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...);

назвать предметные картинки; повторить слова за взрослым; ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..). Дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Кроме того, дети могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети шестого года жизни должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме: чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений; использовать типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

 

Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги.

Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом,

сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос. Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь.

Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, нарву.

Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик.

Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, ледокол.

 

Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, булавка.

Трехсложные  слова  со  стечением  согласных  и  закрытым  слогом:

панамка, пуговка, маятник, кофейник.

Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка,

Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. Проговаривание слоговых рядов с данными согласными: зна – зно – зну – зны, флаг, хлеб, холм, мост.

Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички,

птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин [1, с. 27].

 

Литература

Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 232 с.

Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / В сб.: Материалы научной конференции по дефектологии / А.К. Маркова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 289 с.

Категория: Развитие речи, подготовка к обучению грамоте | Добавил: Sonya (13.10.2020)
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024