Программное содержание:
- познакомить
детей с тем, что слова состоят из звуков;
- закреплять
понятие о разных звуках и словах;
- формировать
умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией, определять место
звука в слове;
- развивать
внимание к фонетической точности и правильную артикуляцию;
- воспитывать
умение правильно произносить звуки;
- воспитывать
доброжелательные взаимоотношения.
Методические приемы:
1) игра
с мячом «назови свое имя»
2) артикуляционная
гимнастика («Сказка про веселый язычок»)
3) работа
с чистоговорками
4) работа
с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его
интонацией)
5) словесная
игра «Доскажи слово или звук»
6) игра
– экспериментирование со звуками.
Оборудование:
Мяч, ширма, барабан, дудочка,
лист бумаги, чашка с водой и пустая чашка, предметные картинки по 3 на каждого
ребенка.
Предварительная работа:
·
артикуляционная гимнастика ( со звуками [б],
[д], [с], [в], [о], [у]);
·
дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В
кругу с мячом», «Сердитый ворон», «Зоопарк», «закончи фразу»)
·
чтение чистоговорок и скороговорок;
·
наблюдения и выделение звуков в повседневной
жизни;
·
чтение стихотворений на автоматизацию звуков
[с], [д], [м].
1.Организация детей.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли
гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им.
- Здравствуйте.
2. Сообщение задач
занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть со звуками и
словами.
3. Сейчас мы
поиграем в игру «Назови свое имя».
- Становитесь в круг, будем передавать друг другу мячи
называть свое имя.
- Надежда
Геннадьевна, Лера, Данил, Диана…
- Ребята, ваши имена – это что?
- Имена – это слова.
- Вот видите, как много мы сказали разных слов, как вы
думаете, из чего состоят слова?
- Слова состоят из звуков.
4. Артикуляционная
гимнастика («Сказка про веселый язычок»).
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам сказку про веселый
язычок. Послушайте.
- Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось
песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а». хорошая песенка
получилась. Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и
запел: «о-о-о». Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку:
«у-у-у». наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и».
- Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.
- Ребята, какие звуки пел язычок?
- Язычок пел звук:[а]
- Язычок пел звук:[о]
- Язычок пел звук:[у]
- Язычок пел звук:[и]
- Ребята, какие это звуки?
- Это гласные звуки
- Почему их называют гласными?
- Гласные звуки можно петь.
5. Определение
часто повторяющегося звука в чистоговорках.
- Ребята, послушайте внимательно чистоговорку и скажите,
какой звук часто повторяется.
1) – Бы-бы-бы, идет дым из трубы.
- скажите, какой звук часто повторяется?
- В этой чистоговорке повторяется звук [б]
2) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.
- Скажите, какой звук часто повторяется в этой чистоговорке?
- В этой чистоговорке повторяется звук [г]
3) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.
- Скажите, какой звук часто повторяется в этой чистоговорке?
- В этой чистоговорке повторяется звук [д]
- Давайте теперь все вместе повторим чистоговорку.
– Бы-бы-бы, идет дым из трубы.
- А теперь Богдан повторит чистоговорку.
- Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.
6. Работа с
предметными картинками.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти к столам.
- Присаживайтесь и послушайте задание.
- Перед вами на столах предметные картинки.
- Рассмотрите внимательно их.
- Что изображено на картинках?
- Диана, что у тебя изображено?
- У меня на картинке нарисованы: конфета, стол и сапоги.
- Богдан, а у тебя?
- У меня на картинках нарисованы: мешок, дом и савок.
- Ребята, покажите мне картинки, в названиях которых есть
звук [к]
- В слове корзина есть звук [к]
- в слове совок есть звук [к]
- В слове шапка есть звук [к]
- Данил, а где в этом слове стоит звук [к]?
- В этом слове звук [к] в начале слова.
- Ребята, покажите мне картинки, в названиях которых есть
звук [с]
- В слове носки есть звук [с]
- он стоит в середине слова.
- В слове сапоги есть звук [с]
- Он стоит вначале слова
- Ребята, покажите мне картинки, в названиях которых есть
звук [д]
- В слове дом есть звук [д]
- В слове ведро есть звук [д]
- Он стоит в середине слова
- Ребята, покажите мне картинки, в названиях которых есть
звук [а]
- В слове автобус есть звук [а]
- В слове книга есть звук [а]
- В этом слове звук [а] стоит в конце слова
- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в
слове.
7. Словесная игра
«Доскажи слово или звук»
- Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в словесную игру
«Доскажи слово или звук»
- Выходите на ковер, становитесь в круг
1) Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит… (слон)
2) На солнышке грелся
котено (к), на него смотрел щено (к)
3) По двору бродил пету(х)
4) Часто к озеру напиться ходит рыжая (лисица)
8. Игра –
экспериментирование со звуками
- Ребята, а сейчас для вас сюрприз!
- Садитесь вот на эти стульчики
- За этой ширмой спрятались различные предметы, они
по-разному звучат, послушайте их и отгадайте, чей это звук.
(Воспитатель звенит бубном)
- Это звенит бубен
(Воспитатель стучит в барабан)
- Это звук барабана
(Воспитатель играет в дудочку)
- Это играет дудочка
- Ребята, вот видите, сколько интересных звуков в окружающем
нас мире и все они звучат по-разному.
Итог занятия
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.
- Чем мы занимались сегодня на занятии?
- Мы играли со словами и звуками
- Мы договаривали слова и звуки
- Мы находили часто повторяющиеся звуки в чистоговорках
- Ребята, а на память я хочу подарить вам вот эти медали, на
каждой из них первый звук вашего имени.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им до
свидания.
|