Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников Бессараб О.П. , заместитель директора по УВР, учитель начальных классов Россия, г. Старый Оскол, МОУ «СОШ №34с углубленным изучением отдельных предметов»
Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Активная языковая подготовка младших школьников поможет снять следующие противоречия: ► между существующим многообразием методических путей развития языковой компетенции и необходимостью целенаправленной работы со стороны учителя над её развитием; ► между доминирующей в практике преподавания русского языка правописно- орфографической направленностью и требованиями нового государственного стандарта к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы. А также решить ряд задач: ► пробуждение познавательного интереса к родному слову; ► стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски; ► обогащение словаря и грамматического строя речи; ► формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка; ►отбор таких методов и форм обучения, которые позволили бы вовлечь школьников в «живой, как жизнь» язык; ► развитие письменной и устной речи учащихся; ► стимулирование творческого отношения к изучению русского языка. Можно выделить три основных условия эффективной работы по формированию языковой компетенции учащихся начальных классов. 1.Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. 2.Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. 3.Освоение школьниками языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. Для реализации названных условий необходим деятельностный подход: - знания приобретаются и проявляются только в деятельности; - за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие. На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Они должны быть учеником осмыслены и приняты. Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Деятельность, в данном случае, рассматривается в двух аспектах: 1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. 2. Речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов. Основой деятельности является осуществляющие её действия, а именно: ► умения быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; ► умения правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения; ► умения найти адекватные средства для передачи этого содержания; ► умения обеспечить обратную связь; Для обеспечения успешного овладения выше перечисленными умениями необходима разработка системы уроков по развитию речи: ■Лингвистические уроки (на протяжении всего курса обучению русскому языку в начальной школе) ■Уроки обучения написанию изложений. (3 – 4 классы) ■Уроки обучения написанию сочинений. (3 – 4 классы) ■ Уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся. (2-4 классы) Список литературы: 1. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении./ Г.А. Атанов- Издательство: ЕАИ-пресс. , 2001.- 160 2. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого- педагогические аспекты языкового образования./ Е.Д. Божович. – М., 2002. 3.. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития мышления и речи// Русский язык в школе. – 1985. №1.- с.47-54 4. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.5. 5. Рябинина, Л.А. Коммуникативно-деятельный подход к обучению русскому языку // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 1/ Под ред. Т.М. Григорьевой. Красноярск, 1999 6. Синицын, В.А. Путь к слову/ В.А. Синицын – М.: Столетие, 1997.- с.11-119