Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Попова Валентина Николаевна Старикова Татьяна Андреевна МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Система оценивания занимает особое место в новых Федеральных государственных стандартах. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена. В нашей школе второй год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством: оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение. Рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка: оценка учителя, ученика, самооценка, вазимооценка Диагностика: стартовая, текущая. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании. В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. В процессе урочной деятельности формируется умение оценивать исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей. В первом классе отрабатываем умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме) с использованием смайликов. Постепенно смайлики заменялись «волшебными линейками», что позволяло дифференцировать процесс оценки. Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида: - урок с преобладающей целью выработать способы оценки; - урок, где оценивание является только этапом урока; - обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия. На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например, сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем мы проверяем работы, но не указываю на ошибки. На следующем уроке организуем проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии. На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы. На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Ученики выполняют различные интеллектуальные задания, а затем организуется проверка и оценка правильности выполнения, обсуждаются причины ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально. Кроме того, ученики оценивают результаты своей деятельности в процессе участия в различных конкурсах. Ребята сами принимают решение о том, что их работа сделана правильно и соответствует требованиям конкурса. После подведения итогов конкурса организуется работа по проверке правильности. Ребята сравнивают свои результаты с правильными ответами и задумываются о причинах своих ошибок. Реализуем программу «Введение в исследовательскую деятельность» в процессе организации исследования ребята оценивают как свои результаты, так и результаты своих одноклассников. При этом используются критерии, которые вырабатываются в совместном обсуждении. Критерии постепенно усложняются и расширяются. Например, в первом классе – это «проведено наблюдение», «проведен опыт», «сделаны выводы». Во втором классе вводятся дополнительные критерии: «новизна», «наличие цели и задач», «наличие источников работы». Возможность формирования оценки своих действий и поступков происходит во время бесед, дискуссий, реализации проектов. Например. В первом классе в процессе реализации проекта «Моя малая Родина» ученики вместе со своими родителями находили различные сведения и оформляли их в виде презентаций и стенгазет. Была организована оценка и самооценка результатов деятельности. Стоит отметить, что такое обсуждение было организовано в доброжелательной обстановке, где каждый ученик стремился к объективности, но старался, прежде всего, увидеть и отметить достоинства результатов деятельности учеников и родителей. Особо стоит отметить мероприятия-события. В процессе таких мероприятий организуется как объективная, так и субъективная (эмоциональная) оценка деятельности учеников. Ребята оценивают по критериям свою деятельность в данном мероприятии («правильно», «активно», «аккуратно»), а также свое отношение к ней (насколько понравилось, насколько было интересно). В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению. Литература 1.Стандарт – это общественный договор /Учительская газета, № 44 от 28 октября 2008 г. 2.Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности /Д.Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах. Москва–Воронеж, 1995. 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983. 4.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010