Игра как средство воспитания. Савельева Е.Н. Учителем начальных классов работаю... А быть учителем младших школьников это не только большая радость, но и большая ответственность. Ведь от моей деятельности зависит, какими будут их первые шаги в школе, их дальнейшее отношение к учителям, одноклассникам и другим людям. А для себя я уяснила, что вся моя деятельность как организатора учебного процесса должна способствовать созданию обстановки комфорта и безопасности личности обучающегося, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде, что в конечном результате послужит мотивацией к учебной деятельности. А школа для детей стала местом радости, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Ведь дети пришедшие, первый раз в первый класс приходят с разной степенью подготовленности к процессу обучения. Да и стили воспитания в каждой семье разные. И именно по этим причинам начальная стадия воспитания для младших школьников характеризуется несформированностью опыта поведения в школе. Ребёнок не может найти адекватную форму поведения в новом режиме: он не умеет общаться с одноклассниками, не умеет подчинить своё поведение общим интересам, не умеет управлять собой вследствие капризности, вспыльчивости, упрямства, непослушания, обидчивости, что может привести к отсутствию мотивации к учебной деятельности. Такие формы поведения нужно помочь детям преодолеть. «Каждый день – шаг вперёд» такой мой девиз. Для того, чтобы организовать учебный процесс и удерживать внимание детей в свой педагогической деятельности использую моделирование. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое дети должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. Выделю один из компонентов моделирования – методы. Методика многогранна. При разной степени подготовленности к процессу обучения, при различных стилях воспитания и индивидуальности каждого, общим у детей остаётся одно – игра. Для дошкольника – это игра, а для младшего школьника – учение. «Игра – практика развития». Этот тезис С.Л. Рубинштейна конкретизируется в ряде существенных положений:
во-первых, игра – это наиболее естественная практика саморазвития, оздоровления, восстановления сил и отдыха; во-вторых, игра – это форма организации и современная технология осуществления учебно-воспитательной и других видов деятельности школьника, создающая ситуацию личностных достижений и успехов, что принципиально важно для оптимизации развития, обучения и воспитания; в-третьих, это самоисцеляющая – оздоравливающая форма телесного и духовного самопроявления, пробуждающая творческие силы на всём этапе человеческого взросления. Организуя учебную, теперь ведущую деятельность детей, одновременно я не исключаю из их жизни игру – деятельность, которая была ведущей в дошкольном воспитании. В начальных классах, особенно в первых, игру использую на уроках и пронизываю ею всю внеклассную деятельность младших школьников. Игра выступает как самостоятельный вид деятельности, как оформление учебных занятий, труда и досуга. Использование игровой деятельности в процессе воспитания помогает мне развивать у детей естественные потребности в узнавании нового, помогает им овладевать способами обучения. Интерес к знанию постепенно переходит в увлечение отдельными предметами, а затем появляется и интерес к содержанию учебной деятельности. Гамма игр разнообразна, я с успехом её использую. Провожу уроки творчества, игры – викторины. Уроки с театрализованными представлениями и сюжетно-ролевые игры, строю используя детскую художественную литературу, включая в игры ситуации с нравственным содержанием из произведений писателей, сказок или математические считалочки. Помогают в моей деятельности дидактические игры. Они являются одним из важных источников речевого и умственного развития детей, способствуют закреплению знаний, полученных во время учебных занятий, пробуждают интерес к познанию нового, развивают любознательность. Использую подвижные игры и состязания на уроках труда, открываю ателье: «Книжная больница», «Кукольное ателье», «Мастерская по ремонту игрушек», «Умелые руки». На уроках физической культуры игры – эстафеты, игры по продлению препятствий, игры-путешествия, игры-правила ДТП. Эти формы позволяют проводить систематическую работу по закреплению и применению, учащимся знаний, полученных на таких уроках. В игре ребёнок учится использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют. Эти формы работы поддерживают интерес детей к учению, развивают его, а повседневная работа становится радостной и привлекательной, что обогащает жизнь ребёнка и делает её более содержательной. К выбору игры стараюсь подходить творчески, учитываю интересы и возможности детей ведь только тогда игры для детей приобретут практические навыки, расширяют их кругозор, осуществят их творческие замыслы и помогут открыть путь в успешной учебной деятельности. Вся моя деятельность направлена на создание активной и успешной позиции ребёнка в школе и построены на доброжелательности и доверии, активном участии во всех совместных делах, вере в творческие силы ребёнка. И как результат, активная деятельность обучающихся на уроках, их интенсивная и интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования интереса к обучению. Живу в удивительном мире «Детство». И в этот мир приглашаю родителей. «Родители, учителя и дети – союз прекрасней нет на свете!» Как индивидуальный подход к детям, так и организацию общей работы веду в тесном контакте с родителями, определяя единую линию воспитательного процесса. И они с радостью приходят в мир «Детство», играют вместе с детьми, шьют, делают декорации и делят с детьми их радости и успехи. Этот союз – лучшее поощрение для детей и великий стимул для продолжения пути к успеху в учебной деятельности.
«Мы учимся играя, Как малых птичек стая. Мы в школе под крылом учителя, А дома в тёплом гнёздышке родителей. Но собирает нас учитель вместе – И мы тогда одна семья, И солнце ярче светит, и веселей друзья. Родители, учителя и дети – союз прекрасней нет на свете! Играем дружно все: учитель наш, родители, мы – дети. Прекрасно жить на замечательной планете А кто счастливей, кто здесь разберёт, Мы не ведём математический расчёт. Живём в чудесном мире «Детство» И этот мир с тобою по соседству. И в этот мир не нужно покупать билет – Он в каждом до скончания века, И не зависит он от возраста родного человека На этой нестареющей планете Мир «Детство» дарят нам – Родители, учителя и дети – союз прекрасней нет на свете!»