Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации у детей с ОНР.
Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации у детей с ОНР.
Одним из характерных симптомов дизартрии является гиперсаливация, т.е. обильное слюнотечение. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях, необходима совместная работа ребенка и родителей дома. Предварительная работа Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну или же промокнуть внутри рта салфеткой. Рекомендации. • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает. • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка. • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Основной этап работы 1. Криотерапия. Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.
2. Полоскание полости рта. • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии. • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж. • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]). • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Рис.2. Массаж в углублениях под языком. • Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]). • Массаж мягкого нёба. Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]). 4. Жевание твёрдой пищи. Инструкция для родителей детей-дизартриков: • Грызём, жуём, глотаем - морковку. Грызём - сухари, баранки, сушки.
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]). • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом). • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд. • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров. • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах. • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз. • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну. • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика. • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад. 7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки. 8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]). • а а а; э э э; и и и; • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи; • аэи, аэи, аэи. Основываясь на практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца. Литература. 1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007. 2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004. 3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005. 4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007. 5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003. 6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.