Развитие операций фонематического анализа и синтеза.
Развитие операций фонематического анализа и синтеза.
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал, и их школьный путь оказывается тернистым и сложным. Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операции процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы. Недоразвитие фонематических процессов может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости. Родители могут помощь своему ребенку, и оказать посильную помощь в подготовке ребенка к школе. Занимаясь с ребенком дома, родители должны иметь подготовленный дидактический материал, можно включать в работу любимые игрушки детей и окружающие предметы. Занятия лучше проводить в игровой форме. Ребенок будет более заинтересован, если картинный материал, игрушки, фишки и буквы разрезной азбуки родители подберут или изготовят совместно с ним. Основные приемы работы. Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой. Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик? Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось? Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке? Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо. Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот. Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук. Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком [к]. По сюжетной картинке назвать все слова со звуком [м]. Придумать слова, которые начинались бы со звука [л], а заканчивались бы звуком [а]. Выложить эти слова из букв разрезной азбуки. Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука, синий, если с согласного. Игра «Поезд». Детям предлагается поезд, к которому прикреплены три вагона. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук [л] в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук [л] в середине, а в третьем, где звук [л] находится в конце слова. Игра «Первый звук потерялся» Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся, и показать букву, которая обозначает этот звук. Игра «Буквоед». Вставить пропавшую букву в слове. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки. * ы р, м а * , * о б Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звукобуквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.