Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 27.04.2024, 00:30


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Развитие словесно-логического мышления у обучающихся младших классов

Чеканцева Ю.В.

Учитель-дефектолог

МАОУ "СПШ № 33"

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
• неспособность синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата
Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии.
Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе.
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником или младшим школьником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Упражнение №1
Цель: проанализировать картинки с изображением 4-х детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и чётко объяснить свой выбор
Упражнение №2
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком
Упражнение №3
Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение
Упражнение №4
Цель: к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение с каждой парой слов.
Упражнение №5
Цель: выбрать их трёх объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор
Упражнение №6
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор
Упражнение №7
Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор
Упражнение №8
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее трёх слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие
Упражнение №9
Цель: закончить предложение, объяснив названое событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что
Упражнение №10
Цель: проанализировав три логически связанные понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком, объяснить ход рассуждений

Упражнения на простейшие умозаключения
с опорой на словесное описание

I. Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?
*Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?
*Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
*Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.
*Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?
*5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

II. Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?
*Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?
*В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

III. В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша - спортсмен. Саша – не спортсмен.
*Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?
*Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?
*Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.
б) Серёжа – хоккеист.
в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.
г) Серёжа не хоккеист.
*Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде.
б) Камень не деревянный.
в) Некоторые предметы не деревянные.
г) Камень – тяжёлый предмет.
*Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе?
*Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …
*Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …
*Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, …
*Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» - прилагательное. Значит, …
*Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, …
*Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежит слово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …

IV. Задания, в которых надо дополнить умозаключения недостающими посылками (большой или малой).

*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учиться пишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?)
*Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)
*Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)

V. Задания на проведение простейших доказательств

*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым.
*Докажите, что предложение Скорый поезд отошёл от станции является распространённым.
* Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.
*Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.
*Докажите, что лошадь – млекопитающее животное.
*Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы.

Упражнения для улучшения памяти, внимания, речи, восприятия, мышления, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, снижения утомляемости, повышения способности к произвольному контролю.

"Колечко"
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем - вместе.

"Кулак-ребро-ладонь"
Ребёнку показывают четыре положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
* ладонь на плоскости стола;
* ладонь, сжатая в кулак;
* ладонь ребром на плоскости стола;
* широкая ладонь на плоскости стола.
Ребёнок выполняет первый раз упражнение вместе с педагогом (сначала правой рукой, потом левой, и, наконец, - двумя руками вместе). Затем сам по памяти (8 - 10 повторений). Команды можно произносить вслух или про себя.

"Ухо-нос"
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

"Горизонтальная восьмёрка"
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

"Симметричные рисунки"
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки или слово.

"Медвежьи покачивания"
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.

"Дыхательная гимнастика"
Выполняйте ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

"Массаж ушных раковин"
Помассируйте мочки ушей, затем - всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

"Перекрёстные движения"
Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

"Качание головой"
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

"Лезгинка"
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой, прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук.

"Зеркальное положение"
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшится эффективность работы всего мозга.

"Змейка"
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться чётко и точно, не допуская лишних движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

"Звонок"
Опираясь на стол ладонями, согните руки в локтях. Встряхивайте поочереди кистями.

"Домик"
Соединяйте концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары отдельно.

"Восьмёрки"
* Первая - вторая неделя занятий.
Упирайтесь языком в зубы, старайтесь их "вытолкнуть" наружу. Расслабьте язык. Повторите 10 раз.
Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
* Третья - шестая неделя занятий.
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера.
* Седьмая - восьмая неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмёрки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Рекомендации по развитию мышления и речи
1. Общаться с детьми на их возрастном уровне
2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
5. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
6. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.

Категория: Доклады | Добавил: Sonya (12.09.2018) | Автор: Юлия Витальевна Чеканцева
Просмотров: 11555 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024